Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > «Удаль молодецкая» и пространство счастья

«Удаль молодецкая» и пространство счастья

В минувшие выходные в Александрове впервые прошел фестиваль народных традиций и единоборств «Удаль молодецкая». У фестиваля семнадцатилетние традиции, но в Александрове он проводится первый раз.

Александровские коллективы хорошо знают этот фестиваль и регулярно на нем бывают. В прошлом году организатор и вдохновитель мероприятия Ольга Мишина пообещала, что «Удаль молодецкая» будет проводиться в Александрове. «Детей обманывать нельзя! — сказала Ольга Фёдоровна на открытии форума. — Поэтому сегодня „Удаль молодецкая“ в Александрове!»

На самом деле все не так просто. Чтобы выполнить обещание, данное детям, надо было убедиться в том, что и взрослые в городе готовы к таким мероприятиям.
— Я очень рада, — говорит Ольга Мишина, — что в Александрове я нашла людей, на которых можно положиться. Организация любого мероприятия — это много работы и взаимодействие разных структур: власти, общественных организаций, коммунальных служб, учреждений культуры, творческих людей. И здесь, в Александрове, это взаимодействие было налажено очень гармонично и ответственно. И мы планируем провести «Удаль молодецкую» в следующем году тоже здесь.

Фестиваль начался шествием к памятнику Александру Невскому, потом — церемония открытия с праздничным концертом, на котором пели народные песни, частушки и страдания, играли на гуслях, лихо отбивали каблучками дробушки и водили хороводы. Зрители сидели на скамеечках в своеобразном амфитеатре, сцена была прекрасно видна и профессионально озвучена. Несмотря на сильный ветер, микрофоны выдавали чистый звук без шумов.

В ожидании своей очереди рядом со сценой гарцевали всадники. Позже они показали свою удаль молодецкую в лихой скачке. Открытие завершилось большим костром, и все отправились спать. А площадки с реквизитом охраняла ночная стража волонтеров.

Надо немного рассказать о том, какая была площадка для фестиваля. Место, известное многим александовцам. Его называют по-разному: водозабор, зона. Сейчас эта территория называется «Свистуша». Пойма старицы реки Серая, с лугами, холмами и яблонями. Накануне организаторы скосили траву, и потому во время фестиваля по всей площадке витал сказочный и такой русский запах скошенной травы, много раз воспетый в песнях и стихах.

На фоне хорошей погоды в субботу в первой половине дня работали мастер-классы, шел смотр «Россия молодая», соревновались в удали и силе добры молодцы. Вот кузница, мастер с несколькими маленькими подмастерьями из числа зрителей выковывает подкову. С каждого мальца — несколько ударов кувалдой по раскаленному железу. Молоток для каждого подбирается по весу и размеру. Побольше мальчик — и кувалда побольше. Через некоторое время подкова скована. Правда, и без повреждений не обошлось: уж больно непривычные предметы — молот и наковальня.

А вот целый ряд мастериц, у них можно было научиться плести пояски и тесьму разных видов на разных инструментах, можно было расписать ложку или игрушку пером и красками в манере рукописных книг древности. Или получить интереснейшие знания по традициям национальной одежды.

Для этих мастериц фестиваль — не только реконструкция костюмов, рукоделий, еще чего-то. Это реконструкция семейного счастья. В традиции несчастную семью не воспитывали. Воспитывали счастливую семью. Ребенок только-только начинал играть в игрушки, он играл в семью. Вот куколку сделал, и он заботился, чтобы она счастливой была в этой игрушечной семье. Роль семьи повышалась с возрастом от простых игрушек к более сложным. И к более сложным ситуациям в семейной жизни. Поэтому семья приобретала ценность с самого детства. С 12 лет человек становился уже «условно взрослым». Его за общий стол сажали, за которым обсуждали общие семейные вопросы.

— На мне, так как я уже в возрасте, костюм не молодухи, а зрелой женщины, — рассказывает Нина Васильевна Осипова, руководитель смоленской студии «Индрик». — Это подлинник, начало 20-го века, когда уже на древний деревенский костюм стала влиять городская культура. А вот на наших студентках надеты более старинные варианты костюмов. На Насте, например, — панёва. Это костюм молодухи, молодой замужней женщины. На ней специальный узор, в котором каждый элемент — со своим смыслом.

Костюм был как паспорт. По нему можно было узнать все про человека, на котором он надет. Какого он роду-племени, возраста, из какой деревни. Овдовевшая женщина не могла надеть яркий костюм. Она должна была снять все украшения и замаливать свой грех, если осталась вдовой. Это же она нагрешила, что не сохранила мужа. За все отвечает женщина. Плохо молила Бога, чтобы муж остался жив.

Перед отправкой мужчин на войну в деревнях свершались специальные обряды. Например, делали обережное полотенце. В этом деле участвовала вся деревня. Мужчины делали и устанавливали ткацкий стан, все женщины пряли нитки. И потом самой умелой женщине давали это полотенце ткать. Это были не утиральники, а полотенца обережные, ими никогда не пользовались в повседневности.

В костюме столько семантики, столько родовых начал, что надо это все знать. «Удаль молодецкая» несет миссию «учиться счастью». Чтобы быть счастливыми в семье.

— Мало организовать просто реконструкцию. Важно, чтобы было правильно созданное пространство, в котором возникает «пространство счастья». И если в этом пространстве пожить хотя бы один день, а еще лучше три дня, — то это такое счастье. Мы потом несколько лет вспоминаем.

Слушаешь и заслушаешься. Не удержалась я и попросила повязать мне платок, который оказался со мной, в какой-нибудь национальной традиции. Повязали, как на Вятке. Получилось очень удобно и красиво. Правда, если бы платок был поярче, то еще и нарядно было бы. Проходила в нем весь день и ловила заинтересованные взгляды людей.
Обойдя все площадки, притомилась и присела к давним знакомым из поселка Майский. У них на станочке висел начатый травяной коврик, маленькая мастерица убежала кататься на качелях, и работа осталась без присмотра. Мастерицы разрешили мне поработать с ковриком.

Рядом лежала заготовленная трава. Взяла первый ее пучок и стала продевать сквозь нитки основы… Весь мир куда-то исчез. Все стало так далеко-далеко. И так спокойно-спокойно на душе, и пусто-пусто в голове. И только эта зеленая прядь, ложащаяся в узор. Что-то изменилось в пространстве вокруг, наверное, на миг я почувствовала то, о чем говорили смоленские мастерицы — это дыхание пространства счастья. Оно, возникло из ниоткуда, просто от этой травы в руках, запаха лета и, может, от специальным образом повязанного платка на голове …
Коврик я доплела, и его тут же купили. Я была очень рада, что кому-то пришлось по душе дело рук моих.

Хотелось бы еще рассказать, как стреляли из лука, боролись на матах, скакали на лошадях и мерились силой и сноровкой в игре «Тридевятое царство». Но, во-первых, места в газете не хватит. А во-вторых, пошел дождь, и программу пришлось свернуть.

Могу только сказать в заключение, что всем, кто пришел на праздник, и тем, кто участвовал в нем, он понравился. Дети накрутились на карусели, насражались на мечах и нагляделись на самых обычных, но таких экзотических для горожан крольчат, утят, козлят и поросят. Приехала на фестиваль и свадьба, их встретили свадебными величальными песнями. Погода, жалко, подвела, и вручение грамот и подарков участников проходило уже под крышей конференц-зала.

На следующий день участники «Удали молодецкой» участвовали в вахте памяти на Комсомольской площади вместе с ветеранами и горожанами. Их народные костюмы внесли особенную нотку в этот скорбный ритуал.

Организаторы, конечно, разберут все по косточкам, сделают анализ всех накладок, ошибок и удачных решений. Чтобы в следующем году сделать все лучше. Городские и районные власти обещали включить «Удаль молодецкую» в программу культурной работы и, соответственно, предусмотреть бюджетное финансирование хотя бы каких-то затрат на его проведение.

Ольга Рыженкова,
фото Эдуарда Егорова.

Оцените материал

Комментарии на “«Удаль молодецкая» и пространство счастья

    1. согласен
      много воды, по сути мало
      видимо в УГ за количество знаков гонорар платят

  1. Первый день не закончился костром — Юлия Рудницкая и Анастасия Брек играли с детьми в народные игры, всем очень понравилось, разошлись в одиннадцатом часу вечера. Жаль, что на другой день дождь всё испортил.
    Если снова будет у нас фестиваль, обязательно пойдём. Спасибо организаторам!

  2. прошло всё не плохо, но могло быть и лучше. Надеюсь в следующем году все ошибки примут к сведению. Жаль в статье про наш клуб ничего, но есть фото. Как раз мы занимали людей стрельбой из лука, игрой в «городки», боях на тямбарах, перетягивание каната и стенка на стенку.

    1. Про многих людей, без которых не состоялся бы этот фестиваль — в статье ничего. К сожалению. Ведь не жалко же двух слов, а человеку приятно и память на всю жизнь.

      1. Справедливый упрек. Но это не со зла или от жадности.
        Напишите нам о ком Вы говорите. Найдем способ и случай исправить несправедливость.

      2. Зачем этот фестиваль? Просто ещё один междусобойчик к «Виват, Россия». Зачем штамповать повторы? У нас есть прекрасный ф-ль «Отчизны верные сыны» — выступайте там на здоровье!

          1. Сделали шоу. Напрасно израсходованы бюджетные средства — где-то убыло, поэтому — кому-то стало хуже. Лучше бы пустили эти средства на развитие дошкольной досуговой системы, системы дополнительного образования: в нашем городе кружков нормальных для мальчиков нет. Раз в год создавать «пространство счастья»… Сколько там человек было? 30? 50? И 300 или 500 участников. ЗдОрово!

          2. Да ладно вам, ни копейки бюджетных средств не было израсходовано на фестиваль. Все оплачивали партнеры и правительство Москвы

          3. У нас дети в 17 саду сидят без мебели и игрушек, если правительство Москвы такое щедрое к некоторым личностям, то пусть лучше создадут»пространство счастья» этим конкретным детям. Похоже, москвичам деньги девать некуда, если тратят их для 50 зрителей

          4. Культура редко приносит прибыль, а удовольствие — всегда и не только зрителям, но и участникам. Надо создавать себе праздник! к 50 зрителям добавьте 500 участников — чем плохо, сколько народу удовольствие поимели.

          5. Местные бюджетные средства были израсходованы. Только навскидку — александровские коллективы выступали — клуб ИСКОЖ, ККЗ Южный и какие там еще. Савенков был там, Зыкунова, новый директор ККЗ и руководители коллективов — у них рабочий день был оплачен из местного, а не какого иного бюджета. Электричество для концерта кто оплачивал? Туалет на площадке был? Это оценены расходы местного бюджета видимые со стороны. А на самом деле расходов из местного бюджета на этот фестиваль было гораздо больше.

          6. этот междусобойчик идет уже 17 лет и был первым в России фестивалем по возрождению традиций и в отличии от многих несмотря на полное отсутствие финансирования в течении 5 лет, он проводился ежегодно. И спасибо ребятам и мастерам из регионов, что они привозят и передают свое мастерство и традиции детям. А все остальные фестивали это уже сделанные мероприятия на базе Удали. Я бы не делила Россию на наших и ваших. У нас всех одна Родина и дети!! Задумайтесь!! Вас история к сожалению ни чему не учит т — пример Украина. Критиковать хорошо-сделайте лучше что-то хорошее сами, а мы вас похвалим.

          7. Это не «наш» фестиваль — заезжий какой-то. Обычно в московской области проходит, а в этом году к нам зачем-то притащили его — зрителей-то 50 чел было. Зачем он нужен? Не пришей кобыле хвост

  3. Нормально написано. А зрителей было мало, потому что нигде не было сведений, где именно фестиваль будет проходить. Я смотрел на сайте организаторов, там ничего кроме «в пойме реки Серая» не было.
    А я б пришел…

    PS: 17 детсад — это детсад для сирот на гособеспечении? Если да, то куплю игрушек и привезу (хоть и не миллионер ни разу)

    1. Весь город был заклеен афишами и завешен баннерами без указания места проведения — это характерная особенность стиля работы организаторов. Вряд ли зрителей было бы больше — этот фестиваль — видоизменённая копия «Виват, Россия» и «Отчизны верные сыны» вместе взятых.
      17-й — это бывший сад ВНИИСИМСа, детское дошкольное учреждение (не для сирот).

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector