Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Александровцам показали «Плетеные фантазии»

Александровцам показали «Плетеные фантазии»

Александровский музей Марины и Анастасии Цветаевых, пользуясь добросердечными возможностями наработанных связей со столичными культурными представительствами иностранных держав, периодически радует горожан неожиданными выставками. На прошлой неделе в камерном зале музея открылась быстротечная выставка «Плетеные фантазии», на которой были представлены работы двух словацких художниц Иветы Мигаликовой и Бланки Шперковой.

В цветаевский музей выставка прибыла из Ханты-Мансийска, а после Александрова через Москву вернется в Словакию. На лицезрение плетеной красоты александровцам отвели всего несколько дней. Для ее презентации в Александров прибыла представитель Словацкого института в г. Москве, координатор культурных программ Алла Нуждина, которая рассказала о традиционном словацком ремесле — дротарстве (плетения из проволоки), послужившего отправной точкой для создания работ Иветты Мигаликовой и Бланки Шперковой.

Уникальное ремесло, которое нигде больше в мире не встречается, возникло в XVIII веке на территории Австро-Венгерской империи, куда входила территория современной Словакии. Первоначально умение чинить медной проволокой бытовые предметы служило лишь средством заработка для бродивших по стране обедневших крестьян. Говорят, что со своим умением они дошли и до Санкт-Петербурга и до Парижа, где по одной из легенд сплели колыбельку для будущей королевы Марии-Антуанетты. С того времени традиция претерпела сильные изменения. Когда в XIX веке надобность делать из проволоки колыбельки, птичьи клетки и вазочки отпала, дротарство приобрело прикладной характер — мастера стали делать ювелирные украшения, а потом и академическую скульптуру. В настоящее время дротарство причисляют к высокому искусству, которому обучают уже в академии художеств. То, что увидели александровцы на выставке, — это не классическое возрождение ремесла, а обогащенные традиции с «нырянием» в обычаи других стран. Так, например, одна из серий Иветты Мигаликовой сделана по мотивам перуанских костюмов с использованием техники шитья кружев, вплетением бисера и покраской деталей. Но зрительниц женского пола интересовали, в первую очередь, не вопросы техники создания, а практические вопросы: можно ли это на себе носить? Оказалось, что хотя проволока в работах не колется, и при желании, сочтя работы за элегантные украшения, их можно одеть на вечернее платье, но все же сами авторы относят их к фантазийным скульптурам. Такого уровня, как отметила это Алла Нуждина, что можно их показывать на современных биеннале. Поскольку современное искусство биеннального уровня сейчас ищет некую традицию, трансформировав которую, можно было бы ее представить в большом художественном контексте. Ну, а пока словацкие художники прощупывают туда дорогу, посмотреть на их работы смогли некоторые александровцы, придя в нужное время в нужное место.

Эдуард Егоров,
фото автора.

Оцените материал

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector