В фондах одного из старейших музеев страны — Государственного музея-заповедника «Александровская слобода» — хранится много уникальных экспонатов, каждый из которых является памятником времени, безвозвратно ушедших эпох.
Экспонаты, словно микрокосм, аккумулируют тепло человеческих рук, безмолвно свидетельствуют о людских судьбах, их взлетах, падениях, о войне и мире. На Протяжении столетий предметы, как и люди, создавшие их, по своей сути не меняются. Изменяется в общих чертах форма, но сущность остается прежней.
Вот тускло поблескивает покатыми боками неприметная на вид небольшая по размеру чарка. По своему художественному решению она напоминает чары, которые ставились на широкие, пиршественные столы в стольной Александровской Слободе во времена Ивана Грозного. Как и у ее предшественниц, на днище этой чарки красуется Государственный герб России. Правда, появилась она на свет в самом начале XX века на одном из многочисленных предприятий известнейшей ювелирной фирмы Карла Фаберже. О чем и свидетельствует клеймо «К. Фаберже» под двуглавым орлом. Изящество, благородство, красота — вот что объединяет изделия этой фирмы. С каким благоговением мы любуемся пасхальными яйцами, цветами и прочими затейливыми сувенирами, представленными в собраниях Московского Кремля. Строгость декора александровской чарки, отсутствие драгоценных камней в украшении указывают на время ее изготовления, что подтверждается лаконичной надписью над гербом «Война 1914 г.». Чарка, хранящаяся в музее, изготовлена из желтой меди. Что лишний раз подчеркивает, насколько широк был диапазон изделий, предлагавшихся покупателям фирмой Фаберже, ее несомненный демократизм. Ведь она выпускала не только дорогостоящие «игрушки для богатых», но и вещи, рассчитанные на потребителя со средним достатком, что по истечении времени не умаляет их ценности.
Чарка из коллекции музея-заповедника «Александровская Слобода» — подлинный раритет: не всякий музей страны может похвастать наличием обиходных предметов, изготовленных на предприятии Карла Фаберже.
Подобные могли лежать в вещмешках александровцев, отправлявшихся на фронта «первой мировой», где чарка «несла свою службу». В нее солдаты наливали «армейские сто грамм», пили за победу над врагом и ждали скорейшего окончания войны и возвращения домой.
Владимир Малов,
сотрудник музея-заповедника «Александровская слобода».
Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II , сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Федоровне , новой императрице.