Ростелеком
Вы здесь
Главная > История и культура > История > История о том, как сестры Архангельские домашними учительницами стали

История о том, как сестры Архангельские домашними учительницами стали


День учителя… Замечательный и всеми любимый праздник… И так интересно заглянуть в уже далекое, но столь притягательное прошлое и вспомнить о людях, которые посвятили свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Два документа из нескольких тысяч, хранящихся в фондах музея-заповедника «Александровская слобода»… И встают за их скупыми строками судьбы двух женщин, которые внесли неоценимый и неоцененный еще вклад в развитие народного образования в Александрове. Первый документ — это «Свидетельство», выданное Александре Васильевне Архангельской, «уроженке Владимирской губернии, города Судогды, дочери Уездного Врача». Второе «Свидетельство» выдано ее сестре Марье Васильевне Архангельской, «уроженке города Александрова».

Родилась старшая из сестер 4 мая 1844 года, младшая — 2 февраля 1850 года. Но в обоих «Свидетельствах» указано, что образование они получили «в Александро-Мариинском учебном заведении, состоящем под ведением Высочайше утвержденного Попечительства о бедных в Москве». Обе сестры имели, согласно документу, «одобрительное свидетельство об успехах в науках и о поведении» от вышеуказанного учебного заведения. Обе сестры, каждая в свое время, изъявили желание «вступить в Домашние Учительницы», в связи с чем и подвергались «в означенном заведении в присутствии Профессора Императорского Московского Университета, испытанию…». Только вот за время, прошедшее между «испытаниями» обеих сестер, изменились требования, предъявляемые к претенденткам на звание домашней учительницы. Так, если Александре Васильевне Архангельской пришлось продемонстрировать только познания в русском и французском языках («очень хорошие» и в немецком — «хорошие»), то Мария Васильевна должна была уже сдавать экзамены по русскому языку («отлично»), французскому и немецкому языку («хорошо»), арифметике, географии и истории («отлично»), физике и естественной истории («прекрасно»). Тем не менее сестры получили «на основании Высочайше утвержденного 1-го июля 1834 года Положения о Домашних Наставниках и Учителях» право «принять на себя звание Домашней Учительницы», и, соответственно, право преподавать все предметы, по которым ими были сданы экзамены, «со всеми выгодами и преимуществами», которые давало полученное звание.

Вся дальнейшая деятельность сестер Архангельских послужила прекрасным подтверждением, что образование, полученное ими в стенах Александро-Мариинского учебного заведения, было очень хорошим.

Находилось это учебное заведение под управлением Ведомства учреждений Императрицы Марии, которое в России в конце ХIX — начале ХХ века, наряду с Министерством Народного Просвещения, управляло учреждениями женского образования. Оно ведало институтами благородных девиц, женскими (мариинскими) гимназиями и училищами, сиротскими приютами, учебными заведениями для слепых и глухонемых, богадельнями и некоторыми больницами. Начало ведомству положил своим указом император Павел I в 1796 году, когда его супруга императрица Мария Федоровна была поставлена во главе Воспитательного общества благородных девиц. В 1864 году этому управлению было присвоено наименование «Ведомство учреждений Императрицы Марии», оно просуществовало до 1917 года.

Мариинские гимназии, также как и министерские, были семигодичными, но в них не было восьмого «педагогического» класса. В гимназиях Министерства Народного Просвещения низшим классом был первый, а в заведениях ведомства — седьмой. Целью мариинских гимназий провозглашалось «сообщение ученицам сведений, пригодных в практической жизни, и приготовление к педагогической деятельности».

Для выяснения того, какие предметы преподавались в гимназиях Ведомства Императрицы Марии, обратимся еще к одному документу: «Аттестату № 48» Александры Васильевны Архангельской, полученному ею в мае 1865 года. В нем означены следующие предметы: Закон Божий, русский язык, немецкий и французский языки, арифметика, история, география, физика, естественная история, рисование, чистописание (в 7-5 классах), музыка. Все эти предметы считались обязательными для изучения, тогда как в гимназиях Министерства Народного Просвещения немецкий и французский языки, рисование не считались обязательными, и за их изучение взималась особая плата, которая в мариинских гимназиях была выше, чем в министерских.

В Мариинских гимназиях существовали и приготовительные классы, куда принимали девочек в возрасте от 8 до 10 лет после соответствующего «испытания», где проверялось «умение бегло и сознательно читать и писать с книги». При поступлении в низший седьмой класс собственно гимназии проверялось знание «главных молитв, 10 заповедей, умение правильно и ясно читать и хорошо списывать с книги».

К прошению о приеме в учебные заведения прилагались следующие документы: «1) метрическое свидетельство о рождении и крещении, 2) свидетельство о происхождении, 3) медицинское свидетельство о привитии оспы и об удовлетворительном состоянии здоровья вообще». Для поступающих в старшие классы требовалось «свидетельство о поведении от полиции». Для учениц всех возрастов необходимо было в течение года регулярно предоставлять справки от священников «о пребывании у исповеди».

Финансировались Мариинские гимназии хорошо, помимо государственных средств, существовали и значительные частные пожертвования.

Среди материалов, переданных в музей-заповедник «Александровская Слобода» семьей Лавровских, есть четыре документа, относящихся к благотворительной деятельности Екатерины Федоровны Малютиной (урожденной Барановой). Представители семьи Барановых в Александрове и уезде были хорошо известны своей благотворительностью, с особым вниманием относились они ко всему, что касалось народного просвещения. Вышеуказанные документы — это переписка по поводу передачи Е.Ф.Малютиной Московскому Александро-Мариинскому училищу сорока тысяч рублей. За это и были получены благодарности 4-го Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии (она ведала женскими учебными заведениями в России) и самого Ведомства учреждений Императрицы Марии (благодарность подписана его руководительницей В.Чертовой). Так что семья Барановых тоже внесла свой вклад в подготовку хороших педагогических кадров, которые трудились потом и в Александрове.
Окончившие с успехом курс в Мариинских гимназиях получали свидетельство (или аттестат) на звание домашней учительницы и имели право «после проверочного испытания поступить на педагогические курсы». Те из них, «…которые при выпуске удостоены награды (медалями или книгами)», принимались на педагогические курсы без экзамена.

В России в конце XIX-начале ХХ века существовали специальные женские педагогические учебные заведения, к которым относились учительские семинарии, педагогические курсы, специальные классы французского языка для приготовления преподавательниц в женские гимназии и институт в Санкт-Петербурге; специальные курсы для руководительниц детских садов, курсы сельских учительниц-садовниц, земские учительские школы, училище нянек в Санкт-Петербурге.

Сестры Архангельские предпочли заниматься практической работой после получения свидетельств на звание домашних учительниц. Из всех знаний, полученных ими, наиболее востребованными оказались иностранные языки и музыка. Домашние учительницы могли жить в семьях и заниматься обучением детей, готовить их к поступлению в гимназию, если родители не хотели отдавать детей в приготовительные классы. К услугам обеих сестер прибегали при подготовке в высшие учебные заведения, а также в тех случаях, когда иностранные языки и музыка не изучались в учебных заведениях. Занимались они и репетиторством.

При появлении по месту работы и жительства они обязаны были предъявлять свои свидетельства «Директору Училищ и Уездному Предводителю Дворянства». Ежегодно в Министерство Народного Просвещения необходимо было высылать отчеты о своей педагогической деятельности с приложением «одобрительных о себе свидетельств от Уездных Предводителей дворянства и от лиц, у коих исполнять будут обязанность своего звания». То есть, говоря современным языком, домашние педагоги обязаны были «подтверждать свою квалификацию».

Но помимо своей педагогической деятельности, сестры Архангельские, проживая в Александрове, занимались еще и очень важным делом: переводили и готовили к печати книги, предназначавшиеся для детей. Вот еще один документ из фондов музея: объявление о продаже в книжных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга детских книг, составленных и изданных А.В.Архангельской. В списке значатся произведения Ч.Диккенса «Оливер Твист», «Домби и сын», «Давид Копперфильд», «Николас Никкльби», «Тяжелые времена», книга «Тифф и его друзья», составленная по роману Бичер Стоу, «Первая ферма на реке Клейде» (рассказ из жизни австралийских поселенцев), сказки. И, конечно, выдержавшая не одно издание и имевшаяся во многих семьях в Александрове книга «Братья-живописцы». Везде указано, что книга «одобрена» или «допущена» Министерством Народного Просвещения.

Заканчивается объявление следующими словами: «Выписывающие прямо от издательницы не менее двух экземпляров пользуются бесплатной пересылкой. Книжным магазинам и школам обыкновенная уступка процента. Требования адресовать: г. Александров, Владимирской губернии, Александре Васильевне Архангельской»…

Несколько документов из фондовой коллекции… А за ними — целая страница из истории отечественного образования и жизнь замечательных педагогов, домашних учительниц сестер Архангельских, память о которых до сего дня жива в сердцах многих земляков.

Поздравляя дорогих учителей с праздником Профессии, сотрудники музея-заповедника «Александровская Слобода» желают им успехов в труде, здоровья, счастья. Пусть педагоги нашего времени также останутся в благодарной памяти их учеников на всю жизнь.

Ирина Орлова,
зав. отделом музея-заповедника «Александровская слобода».

Оцените материал

Один комментарий на “История о том, как сестры Архангельские домашними учительницами стали

  1. АРХАНГЕЛЬСКАЯ Александра Васильевна , дет. писательница, переводчица. Авт. кн.: «Две волшебные сказки (для малых детей)». М., 1884. – Рец. «Женское образ.», 1885. № 6–7. Составила также несколько популярных книжек для народа: «Наша Отечественная война 1812 г.». М., 1895; «Механик-самоучка Кулибин». М., 1895; «Кто выдумал железную дорогу». М., 1887; «О Соловецком монастыре и преподобных чудотворцах Зосиме и Савватии». М., 1886; «Первая ферма на реке Клейде: Рассказ из жизни австралийских поселенцев». М., 1888; «Печальник земли русской преподобный Сергий и основанная им обитель Троице-Сергиева лавра». М., 1895. Многие из них изданы Обществом по распространению полезных книг и выдержали по три и более изданий. Большинство из этих книжек составлены по зарубежным источникам. Наприм. «Тифф и его друзья» -по ром. Бичер-Стоу «Жизнь южных штатов». М.,1886. Начиная с 1887, пер. романы Диккенса, сокращая и приноравливая их для детей среднего возраста и эти переводы тоже неоднократно переиздавались, хотя и вызывали неоднозначную реакцию. Пер. с франц. «Снег, или Роковое желание» ParClaretie. М., 1895.

Добавить комментарий для Читатель Отменить ответ

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector