В июле 2013 года исполнилось 75 лет Владимирскому НИИСХ Россельхозакадемии. Александровская земля имеет прямое отношение к юбилею — 75 лет назад, в 1938 году, на базе одного из отделений совхоза «Элита» в деревне Фофанка (с 1967 года — поселок Майский) была образована Александровская селекционная станция. Из нее-то позднее и выросла Владимирская опытная станция, а сейчас — Владимирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства.
Из летописных источников известно, что еще в XIV веке Фофанка была небольшим хутором, в котором не было ни помещика, ни церкви. И такой она оставалась до начала XX века. Перепись 1926 г. свидетельствует о том, что в Фофанке насчитывалось всего 5 дворов. С создания совхоза и организацией в 1936 г. на его базе Лисицинского участка, а затем Александровской государственной селекционной станции в 1938 г. началось преображение Фофанки из заброшенного хутора в современный рабочий поселок сельского типа с элементами городского благоустройства, с населением около 1 тыс. человек.
На селекционную станцию были возложены задачи выведения новых высокоурожайных сортов и производство высококачественных элитных семян зерновых культур, зернобобовых и многолетних трав для Ивановской и Владимирской областей. Кроме того, она была призвана разработать для местных условий агротехнологические приемы повышения урожайности сельскохозяйственных культур. После гражданской войны в 20-е годы прошлого столетия страну терзал голод, регулярно повторявшийся в хлебосеющих южных засушливых районах. В Нечерноземной зоне условия увлажнения были более благоприятны, но производство зерна не было развито и не обеспечивало расположенные в центре России большие промышленные центры. На съезде ВКП(б) в 1934 году была поставлена задача: создать в центре страны район товарного зернового хозяйства.
Почвенно-климатические условия опытной станции в Александровском районе были типичными для большей части территории Владимирской и других соседних областей. Зато одной отличительной особенностью географического и административного положения являлось то обстоятельство, что Фофанка находилась сразу за «101 километром» от Москвы, ближе которого запрещалось селиться многим из тех, кто был освобожден из тюрем и лагерей. Среди работников, в том числе и научных сотрудников опытной станции, было немало тех, которые были репрессированы в Москве в 1930-40-е годы как «враги народа», чудом выжили в сталинских лагерях, были реабилитированы, но, лишенные прежнего жилья и прописки, вынуждены были искать работу и селиться за «101 километром».
Основными задачами опытной станции были разработка научно-обоснованных технологий в растениеводстве и в животноводстве, оказание помощи колхозам и совхозам области по внедрению их в производство, выведение новых, приспособленных к условиям области. Органическое удобрение повышало плодородие почв. В александровской газете «Голос труда» от 1939 г. в статье М.К. Пономарчука, директора селекционной станции написано: «…Понятно, что селекционно-семеноводческая работа немыслима на запущенных, неплодородных почвах, какими были почвы бывшего совхоза „Элита“. За эти два года земли станции получили около 5 тысяч тонн органических удобрений…».
На станции содержались различные виды животных — стадо из 138 коров, молодняк в 145 голов, поголовье свиней из 157 голов, 48 рабочих лошадей с молодняком, на пасеке —120 пчелосемей, гуси. Из многих регионов Советского Союза для работы на селекционной станции были приглашены ученые, инженерно-технические работники, техники-лаборанты и высококвалифицированные рабочие.
Научным консультантом и шефом Госселекстанции был выдающийся ученый Пётр Иванович Лисицын, который за два года до открытия Александровской госселекстанции на прилегающих к ней землях организовал свой семейный селекцентр, работавший над вопросами селекции и семеноводства клевера и других сельскохозяйственных культур. Владимирская область находится в зоне достаточного увлажнения, и клевер в сочетании с другими многолетними травами и при соответствующем уровне агротехники играет большую роль в ее земледелии. Петра Ивановича Лисицына с теплотой и любовью вспоминают старожилы поселка Майский. Его дача находилась в километре от деревни Фофанка, на речке Студенец. Дом с хозяйственными постройками и прилегающими селекционными полями местные жители окрестили «Лисицынской дачей». В последствие его дачу перевезли в Фофанку и открыли в ней детский сад. П.И.Лисицын создал и внедрил в производство несколько десятков высокоурожайных сортов различных видов полевых и кормовых культур, которые долгие годы занимали в нашей стране десятки миллионов гектаров посевных площадей. Слова Лисицынская рожь, Лисицынская гречиха, Шатиловский овес, люцерна, лен-долгунец, лен масличный и другие в 30-40 гг. прошлого столетия стали, брендовыми названиями лучших в нашей стране сортов сельскохозяйственных культур, выведенных П.И.Лисицыным.
Но излюбленной культурой Петра Ивановича был клевер, изучением и селекцией которого он занимался практически всю жизнь. Он высоко ценил его как кормовую культуру, способную в условиях Нечерноземной зоны давать высокие и устойчивые урожаи высокобелковой растительной массы. Ученый сравнивал клевер «с рычагом, при помощи которого можно сделать прогрессивный переворот в земледелии Центральной России». Выведенный им сорт лугового клевера Среднерусский по зимостойкости и продуктивности оказался рекордсменом-долгожителем на протяжении 82 лет.
Двадцать один год велась кропотливая научно-исследовательская работа, в 1959 году Государственную селекционную станцию перевели из Александровского района в Суздаль.
Александра Попонина,
фото из архива Музея истории народного образования Александровского района.
P.S. Данная работа была подготовлена ученицей 10 класса гимназии № 2 А.Попониной под руководством педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ДДЮ «Планета детства» Е.П.Лихониной для областного конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество».
Очень интересный материал, никогда бы не подумал, что Фофановка когда-то так блистала.
Не совсем понял только как «дачу перенесли в деревню».
И еще, слева от въезда в деревню, в полях ангароподобные металлоконструкции — это отзвуки былого селекционерского величия или уже более поздние колхозные постройки?
Как «дачу перенесли вдеревню»? Очень просто: пронумеровали бревнышки, разобрали, а потом собрали на новом месте. Практика для того времени распространенная.