В год, когда Александровский кремль отмечает свое 500-летие, сотрудники музея-заповедника «Александровская слобода», разместившегося на его территории, решили пригласить в гости иностранных послов. Чтобы напомнить о том величии, которым обладала Слобода в XVI веке, позволившем ей на законных основаниях столичного града стать центральным местом для проведения межгосударственных переговоров. Первым откликнулось Посольство Королевства Дания, делегация которого 29 октября нанесла гостевой визит в музей-заповедник «Александровская слобода».
Стечение благоприятных обстоятельств благоволило к Александровской слободе в ее младенческие годы. Великий московский князь Василий III, любивший после богомольных походов в Троице-Сергиеву лавру отдохнуть в прохладе наших лесов и поохотится под их сенью на дичь (отсюда и название нашего Дичковского озера), решил капитально обустроить свой охотничий замок. Из этого желания появилась крепость великолепная и пространная, которая позднее смогла с комфортом разместить всю многочисленную свиту его сына Ивана Васильевича, разыгравшего перед своими подданными грандиозный спектакль на тему обиженного боярским своеволием бесправного монарха. С ультиматума, поставленного Иваном Грозным в Александровском кремле, в стране появилась абсолютная монархия, а избранное им для этого место в мгновение царского ока превратилось в центр страны, затмив собой Москву. Вся административная жизнь страны сосредоточилась в Александровском кремле. А посему все посольские миссии, минуя опальную Москву, следовали в Слободу. За время нахождения здесь грозного царя, побывало их здесь не мало: из Швеции, Австрии, Англии, Дании, Речи Посполитой.
Единственным из иностранцев, который не просто посетил Александровскую слободу в правление первого русского царя, а еще и описал ее — это был глава датского посольства дворянин Якоб Кнудсен Ульфельд. Поэтому для александровского музея его путевые заметки с описаниями придворных церемоний и российских реалий — настоящий клад, а портрет датчанина и гравюра из его книги — одни из главных экспонатов на выставке «Государев двор в Александровской слободе». А вот для самого посла этот визит в 1578 году был весьма плачевен по своим итогам. Посла, заключившего в Александровской слободе составленный в пользу России договор, обвинили в нарушении королевских инструкций, он потерял королевскую милость и, выйдя в отставку, удалился в свои имения.
Портрет неудачливого датского дипломата, конечно, был показан и современной делегации датского посольства во главе с чрезвычайным и полномочным послом Королевства Дания Томасом Винклером. Помимо него, в Александров прибыли министр, советник, заместитель руководителя дипломатической миссии Стин Норлов и представитель отдела по культуре Малене Йенсен.
Надо отдать должное Томасу Винклеру, он уже не первый раз, находясь в России, посещает места, связанные историческими ниточками с Данией. К примеру, в октябре он побывал в городе Кунгур Пермского края на «Русановских чтениях», посвященных 380-летию второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга — русского подданного датского происхождения. Во время этого визита он заявил о том, что укрепление отношений между Россией и Данией он видит в модернизации исторических связей между двумя странами. Хотя взаимоотношения двух стран не всегда складывались добрососедские, но войн между этими двумя государствами не было никогда.
Продолжением модернизации исторических связей Дании и России стал и визит в Александров, где датской делегации было предложено осмотреть повествующие о царском периоде Александровской слободы, и поучаствовать в интерактивной программе «Выбор царской невесты», на которой Томас Винклер на время из посла превратился в русского царя. Продемонстрировали датчанам и новый фильм в музейном кинозале, повествующий о перемирной грамоте между Россией и Данией, подписанной Якобом Ульфельдом и Иваном Грозным. Копию этого документа, который ныне хранится в Копенгагенском Королевском архиве, представители датского посольства передали музею-заповеднику в 1996 году, во время юбилейных торжеств, посвященных 75-летию музея. Томасу Винклеру понравилась одна из новых музейных экспозиций «Из глубины веков», на которой представлены результаты последних археологических изысканий, поданных с использованием светового шоу. Чрезвычайный посол признался, что археология — это его страсть.
В целом музейный потенциал «Александровской слободы» датской делегацией был оценен высоко. Датчане пообещали поприсутствовать на торжественных мероприятиях, посвященных 500-летию Александровского кремля, которые намечены на 20 декабря в ДК «Юбилейный». А александровские музейщики решили продолжить работу по заманиваю в город иностранных посольств.
Эдуард Егоров,
фото автора.
Наше досье
Томас Винклер — чрезвычайный и полномочный посол Королевства Дания. Родился 24 января 1964 в Копенгагене. В 1988 году закончил юридический факультет, Университет Копенгагена, с этого же года — начальник отдела в Министерстве иностранных дел. С 1990 года — второй секретарь Королевского посольства Дании в Москве. С октября 2008 года — посол, заместитель Министра по правовым вопросам (советник по правовым вопросам). Награжден рыцарским орденом Даннеброг (Дания), Орденом Коммандора Северной звезды (Швеция) и рыцарским орденом 1-й степени Даннеброг (Дания).
Да, событие замечательное.
Горько лишь от того, что музей организует празднование 500-летия в одиночку. Без поддержки местных администраций.
Умница Петрухно, что смогла в Александровский музей-заповедник пригласить датских представителей посольства, вот бы еще попытаться заинтересовать их на совместное строительство деревни для организации в нашей местности, где-то недалеко от Александровского Кремля, сельского туризма, который очень популярен в Европе и Скандинавских странах, коей и является Дания…
в новой книге про Слободу (это которая 650 р.стоит) на ВСЕХ фото одна Петрухно. Даже мне постороннему человеку обидно, что из такого творческого коллектива(а ведь многие всю жизнь отдали музейному делу) больше никто не удостоился чести быть сфотографированным на страницах этого шикарного издания. Этот явный перегиб говорит о мании величия А.С.? Моё мнение, что книгу можно было сделать и потоньше размером. Фотографии одних и тех же памятников, но с разных ракурсов.
Та же история с концертом в честь окончания музейного 500-летнего празднования. Будто кроме А,С,П, никто не имеет в этому юбилею никакого отношения. Да и в повседневной жизни к местному народу отношение такое же потребительское, как и к своим наёмным работникам. Созывается лишь для отчётов о массовости мероприятий, «войн с монастырём», а не из уважения или любви.
В нашем обществе есть категория людей, которые пренебрежительно относятся к народу, считая его неспособным к творческой деятельности. Эти люди сами себе присвоили название творческого класса, или, используя иностранное слово, сами себя называют креативным классом.
В мании величия можете Нефедова обвинить, а никак не Петрухно. Директор музея отнюдь не любит светиться своим лицом в прессе и изданиях. Книголюбы, посмотрите предидущие издания, которые выходили под эгидой музея.
У Нефедова точно начало просматриваться любование собой, видимо, стала действовать принадлежность к власти после выборов…. :D