Увы, читатель, речь ниже пойдет не о пешеходной улице, которая, ну, никак не может появиться в нашем суетливом Александрове (у нас и для машин-то пространства не хватает, чего уж о людях говорить). А поговорим мы о столичной улице Арбат. Но почему мы назвали ее «александровский»? Каждый город и каждая улочка в нем хоть какой-нибудь ниточкой истории связана с любым из других городов. И доказать мы это взялись на примере одной из самых известных московских зон променада и города Александрова.
История Арбата началась еще тогда, когда и самой-то Москвы, по сути, не было. Под этим именем с XI века известна дорога, которая была частью пути из Рязани в Смоленск. Одна часть этой дороги — это современная Воздвиженка, другая — непосредственно Арбат. Ну, а дальше старинный путь, пролегающий по современной Москве, проходя через Смоленскую и Большую Дорогомиловскую улицы, Кутузовский проспект, выходит на Можайское шоссе.
Почему так называется это расположенное вблизи Кремля местечко, так до сих пор не ясно. Названо оно то ли по горбатой местности, то ли по изготавливающимся там повозкам-арбам, то ли занесли его в Москву арабские купцы, на чьем языке слово обозначало предместье города.
В XVI веке, во времена главной для Александрова исторической царственной фигуры Ивана Грозного, позади Кремля располагался Опричный дворец. Охраняли его три лучших полка стрельцов, поселившихся на задворках дворца подле Крестовоздвиженского монастыря, построенного на том месте, где будущий царь Иван Грозный с митрополитом Иоасафом встречали принесенные из Ржева чудотворные иконы Богоматери и Воздвижения. Но поскольку у монастыря и Опричного дворца селилась знать, то жилые дворы стрельцов-телохранителей постепенно оттеснили севернее дворца, на Смоленскую дорогу. А стрельцы, переехав, перенесли и привычное им имя Арбат на Смоленскую улицу. Место это было песчаное, имелось несколько лесков, сосновых и дубовых. Может, те стрельцы, которые потом сопровождали царский поезд в Александрову слободу на ПМЖ, в топонимике и придумали еще имя для одной из александровских улиц — Пески под Дубами.
Еще одна церковь, домовая, в честь тезоименитого покровителя в своем загородном доме построил святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский. По мнению большинства историков, жизнь противника политики первого русского царя закончилась от руки Малюты Скуратова в монастырской келье Отрочь монастыря на Тверской земле. А вот литовский беглец князь Курбский, писал, что, по слухам, низложенный мирополит был зажарен на углях в Александровском кремле.
В правление Бориса Годунова на углу нынешних Арбата и Серебряного переулка была построена еще одна церковь — Николы Явленного. Одной из главных прихожанок этого храма была императрица Елизавета Петровна, которая десять лет до своего восшествия на трон прожила в Александровской слободе. Церковь эта была одной из самых известных и богатых в Москве. Это именно с ее колокольни Пьер Безухов хотел застрелить Наполеона. А последний священник этого храма, разрушенного в 1931 году, был Василий Соколов, уроженец села Старая Слобода. Его судьба была не менее трагична — в 1922 он был расстрелян. За его расстрел лично голосовали Ленин и Сталин. Восстановили справедливость реабилитацией лишь в 1997 году, а в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Василий Соколов был прославлен в лике святых новомученников и исповедников Российских.
Часть палат Опричного дворца первые Романовы отдали под подворье Александровских монастырей. На углу Воздвиженки и Староваганьковского переулка в XVII-XIX веках находилось подворье александровского Успенского монастыря (дом № 23 по переулку) и Флорищевой пустыни.
Стрельцов при Петре Первом сменили торговцы, а ко временам Екатерины Второй — военные дворяне. Со второй половины XIX века Арбат превратился в улицу торговую с магазинами и доходными домами. Как и в Александрове улица Московская (ныне — Ленина), соединявшая александровский кремль с железнодорожным вокзалом, она связывала московский Кремль с вокзалом (Киевским). Стояли на Арбате и гимназии, и лавки, и фабрички. Все как в Александрове.
До 1917 года на Арбате располагались нумизматические магазины, и некоторое время арендовал помещение Нумизматический клуб. А значит, улица была хорошо известна Павлу Васильевичу Зубову, русскому термохимику, нумизмату, скрипачу, меценату, собирателю монет и медалей, чьи родовые корни связаны с александровской землей. В 1890 году П.В.Зубов был избран членом Московского нумизматического общества, а в 1914 году — членом нумизматического общества Индии. Это про его коллекцию сказано, что «если Берлинское, Эрмитажное и Парижское собрание сложить вместе, вычтя дублеты, то коллекция Павла Васильевича по числу экземпляров будет все-таки больше». Коллекция монет этого и «Третьякова от нумизматики» теперь хранится в Историческом музее, а в музее-заповеднике «Александровская слобода» в честь «русского Леонардо Да Винчи» проходят Зубовские чтения.
Чтят в музее-заповеднике, помимо рода Зубовых, еще один род — фабрикантов Барановых, славившихся своими ситцами на всю страну и даже больше. Был на углу улицы Арбат и Арбатской площади некоторое время магазин тканей Барановских ситцев. К сожалению, дом этот не сохранился. Зато пока еще хранятся в музее кроки знаменитых ситцев, а «Почта России» в этом году выпустила марку, им посвященную.
И это лишь малая толика тех исторических ниточек, которые связывают Арбат и город Александров. Многое осталось за рамками газетного повествования, которое, думается, еще будет продолжено.
Станислав Величко, Эдуард Егоров,
В качестве иллюстрации использована картина С.Иванова «Стрельцы».
А еще Арбат и Александров начинаются на одну букву «А».
Совершенно невозможно понять: Для чего пишутся подобные статьи??? Где Вы видели в нашем «славном» г.Александрове ул..Зубова, ул. Баранова? Складывается ощущение будто г.Александров начал свое существование с 1917г. В городе есть улицы: ленина, ануфриева, казарменный, красный, революции и прочей разной СОВКОВОЙ МУТАТЫ! «Иваны» не помнящие своего родства, вдруг вспомнили о славных родах Барановых и Зубовых. Сегодня об А.Невском ПОЧЕМУ — ТО ВДРУГ ЗАГОВОРИЛИ??? К чему бы это? Думают туристов этим ЗАМАНИТЬ? НЕТ НЕ ЗАМАНИШЬ! В этом захолустном городке нет элементарного сервиса, чтобы НУЖДУ СВОЮ СПРАВИТЬ!!! Разве что в сквере у фонтана где БОМЖИ ПОСТОЯННО ТУСУЮТСЯ?
Точно! Ни одного общественного туалета. В день города не знали, где куст найти, пока от вокзала до площади «догуляли». Кстати, и кусты были мокрые, а судя по белым клочкам, явно не снежного происхождения, мы не были одиноки в своих исканиях. Потом о культуре статьи пишем, удивляемся невоспитанности горожан.