В конце апреля группа студентов и аспирантов Тимирязевской сельскохозяйственной академии отправилась в Воронежскую область на сельхозпредприятие «Эконива». Посмотреть на фермы, поля, технику современного сельхозпредприятия. В составе делегации была и студентка из Александрова Лиля Камышова.
— Вы подготовились заранее к поездке?
— Да, во-первых, в академии проводятся специальные семинары с руководителями успешных агропредприятий страны. Периодически кто-то из них приезжает к нам и читает лекции, рассказывает о своем производстве. Руководитель ООО «Эконива» Штефан Дюррор был в марте этого года. А во-вторых, я посмотрела сайт предприятия. Это большой агрохолдинг, его отделения расположены в нескольких областях страны, все вместе они производят 320 тонн молока в сутки, и только в Воронежской области они имеют 100 тысяч гектаров земли.
— И президент группы компаний Штефан Дюрр. Немец. Это не очень вдохновляет.
— Да и работают на этих предприятиях на зарубежной технике, по зарубежным технологиям, с животными и растениями зарубежной селекции. Это, в принципе, полностью отражает нынешнее состояние российского сельского хозяйства — оно, вроде бы, и есть, но российского в нем ничего и нет. Нас было 24 человека с разных факультетов, разных курсов, студенты, аспиранты. На вокзале станции Лиски нас встретил автобус и повез на ферму. Точнее, сначала в столовую. Макароны с мясом — не совсем утренняя еда для студентов, но это было так вкусно, что мы все съели. Нам выдали провожатого и повезли на поля. Первым делом мы увидели там элеватор и несколько зернохранилищ на 50 и 100 тонн. Главный агроном провез нас по посевам озимых ячменя и пшеницы. Он рассказал, что у «Эконивы» есть под Курском собственное семеноводческое хозяйство, которое обеспечивает все филиалы семенами в полном объеме.
Техника — вообще, особая гордость предприятия. Оно является официальным дилером компании «John Deere». Такая же техника работает и на полях александровского «Мортаделя». Ассортимент этой техники впечатляет — сеялки, веялки, комбайны, сенокосилки, тракторы, навесное оборудование. Нам продемонстрировали опылители и распрыскиватели. Они как раз работали в поле.
С поля мы отправились на ферму. Коровы симментальской породы стоят на беспривязном содержании. То есть они свободно ходят в отведенном пространстве. В качестве подстилки в этом хозяйстве используется солома или песок. Кормораздатчик раздает корм, и тогда коровы подходят к кормушкам. Два-три раза в день их доят. В хозяйствах установлены две системы доения — «параллель» и «карусель». В «параллели» коровы по 50 штук заходят в доильный зал, каждая встает в отдельный загончик. Вымя им моют специальным водяным пистолетом, а потом обрабатывают специальным раствором, доят и выпускают обратно в общий загон. В «карусели» коров по одной запускают на крутящийся подиум. Пока коровы на дойке, их загон вычищают.
— А с работниками вы пообщались? Сколько они получают денег?
— Конечно, нас интересовал вопрос заработной платы, и мы спрашивали об этом и доярок, и механизаторов. Конкретную цифру нам никто не назвал — все сказали только, что довольны зарплатой. Но кое-что мы все-таки узнали. Например, питание. У работников есть талоны на питание. Стоят они 80 рублей. Талон действителен в течение дня. Это завтрак и обед. И за все — 80 рублей в день. То есть, например, при 21 рабочем дне, человек тратит на еду 1680 рублей в месяц. И это при том, что еда вкусная, разнообразная и очень большие порции.
Молодым специалистам предоставляется жилье. Если это практикант или стажер, то съемная квартира за счет предприятия, если уже постоянный работник — то квартира в Лисках, или дом в поселке при предприятии.
— А ты хотела бы работать на таком предприятии?
— Да, мне там понравилось, все четко организовано, много техники, чисто, аккуратно, люди в спецовках, много молодых, веселых парней и девушек. Мы их в столовой во время обеда видели. Так-то все на своих рабочих местах, у животных или у техники.
На обратном пути мы обсуждали вступление России в ВТО, генную инженерию, компьютеризацию ферм, собственные проекты, делились наработками по дипломным проектам.
— Я думала, что студенты Тимирязевки размышляют о том, как обеспечить продовольственную безопасность страны…
— Продовольственная безопасность страны — это небольшие сельхозпредприятия, максимально приближенные к рынкам сбыта. Большие хозяйства, монстры, в которых животные рассматриваются как автомат для получения продукции — это вчерашний день. Сами посудите. Вывести из строя одну большую птицефабрику, которая снабжает три области курятиной гораздо катастрофичнее, чем небольшое, автономное хозяйство. Небольшие фермы, максимально приближенные к потребителю, максимально комфортно содержащие животных, — за этим будущее. Просто потому, что их продукция более свежая, вкусная и полезная для здоровья. По-моему, это — очевидно.
— То есть «Эконива» — это не тот путь?
— Ну, почему же. У агрохолдинга много филиалов в разных областях России. И 320 тонн молока в день — это общее производство. Воронежское отделение, на котором мы были, например, поставляет молоко на местный молочный завод. Думаю, что жители Лисков с удовольствием и пользой для здоровья покупают продукцию этого завода.
— Получается, что поездка вас не разочаровала.
— Конечно, нет. Наоборот, я поняла, что на правильном пути. И надо на самом деле учить все предметы, какими бы трудными и непонятными они не представлялись. Все-таки сельхозакадемий в стране много. И когда приедешь на работу, надо будет статус Тимирязевки держать, чтобы никто не мог подвергнуть ее авторитет сомнению.
Беседовала Ольга Рыженкова,
фото из архива Лили Камышовой.