В № 16 «Уездного города А» от 29 апреля 2009 г. мы писали о ветеране Великой Отечественной войны А. С. Данько, оставшемся без жилья. На публикацию откликнулись незамедлительно: мол, ветеран уже поселен и прописан. Наш корреспондент решил узнать подробности.
Спасибо нашему читателю Михаилу, благодаря которому мы встретились с Алексеем Степановичем Данько. Несмотря на возраст — 82 года — ветеран бодр и весел, обладает живым умом и твердой памятью. Он подробно рассказал, что с ним приключилось. Но сначала корреспондент побывал в агентстве недвижимости «Эверест». Нам рассказали:
— Его дочь Лариса обратилась к нам. Участник войны остался без жилья и без прописки. Мы сказали, что поможем.
Искать варианты было очень сложно. Денег на покупку жилья у них нет. А прописываться надо, потому что если он не пропишется, его никто не поставит на очередь. Мы подыскали ему вариант в Андреевском, куда он уже на следующий день прописался, теперь ничто не мешает ему встать на очередь и получить жилье как участнику войны. Мы составили предварительный договор, что до 1 сентября он выкупит это жилье. Ему полагается комната в трехкомнатной квартире. Отдельное жилье, да еще в городе, за такие деньги не купишь. Дети — сын и дочь — готовы ему помочь.
Они обращались в другие агентства, но все им отказывали.
В агентстве сказали, что А. С. Данько, скорее всего, на даче. И хотя термометр показывал +8, мы отправились по указанному адресу.
Ветеран, действительно, был на даче. В резиновых ботах на тонкий носок и расстегнутой куртке он вскапывал свои невеликие сотки. Узнав, что мы из газеты, пригласил пройти в дом. В доме было чисто и уютно, но холодно. Алексей Степанович пояснил, что на даче нет электричества, поэтому электрообогревателями не воспользуешься. Более того, газовый баллон удалось получить с большим трудом — ведь он нигде не был прописан: «Хоть ложись и помирай». На наши слова о том, что у него теперь есть жилье и прописка, ветеран улыбнулся:
— Комната в Андреевском — ужас, конечно. Там никто не жил, квартира после пожара. Жить там нельзя. Проводка оборвана, счетчика нет. Кухня вся разбита, в туалете, в ванной сантехника снята. Отопления нет. Голые ободранные стены. Имело бы смысл делать ремонт сообща с жильцами остальных комнат. Пока прописали меня одного.
— Как случилось, что вас нет в списках очередников на жилье?
— Никто мне не сказал: встань в очередь на жилье. Когда я оказался здесь, не знал, что делать. Шестьдесят лет прожил в Ташкенте. В советское время там было спокойно. Мне дали квартиру от предприятия.
Электроламповый завод, где я работал, в начале войны эвакуировали в Ташкент из-под Фрязино. Я в 1944 г. ушел в армию и только в 1952 г. демобилизовался. Воевал в Маньчжурии. Часть наша маленькая была, ее расформировали, в другую часть влили и направили нас на Камчатку. На Камчатке я и пробыл до демобилизации. Когда списали меня, встал вопрос: куда теперь? А мой дядя жил и работал в Ташкенте. Списался я с ним, он ответил: приезжай. Приехал, устроился на завод. Прописали меня сразу. Считай, всю жизнь там прожил.
Когда в СССР случился переворот, меня не имели права уволить с завода как участника войны. Я там проработал до 1997 года. Правда, говорили, что надо знать узбекский язык, но это для руководства, а для нас вроде и не обязательно.
— В России поначалу вы жили в нормальной двухкомнатной квартире. Что было дальше?
— Мы хотели купить жилье. Мы — это я, сын, дочка, внук. Договорились с одними за 7 тыс. долларов, половину сразу заплатили, вторую половину договорились отдать через какое-то время. Пожили, вдруг дети хозяйки решили поднять цену вдвое. Ну откуда у нас деньги? Мы и так все отдали, что было, да еще пришлось кредит брать. По суду нас выселили, хозяйку обязали вернуть нам деньги. А она пенсионерка. Теперь по закону она 10 лет будет эти деньги возвращать. Все они обесценятся.
— А вот сейчас вам сказали, что надо на очередь встать, — так пообещали жилье или только деньги?
— Пообещали обеспечить жильем. Но вроде есть такое постановление, что оказать помощь в виде ссуды. Может быть, на эти деньги город покупает квартиру, я не знаю. Коркин (глава района) сказал: пропишись и принеси документы. На весь район два человека — участника войны, которые нуждаются в жилье.
— Вы куда-нибудь обращались за помощью?
— Ходил к Горину месяца два назад. Его не застал, принял меня заместитель. Сказал: соберите все документы (копии), их отдадут юристу на рассмотрение. Я собрал. И с тех пор не могу этого юриста найти. Хотел узнать, какое решение приняли насчет меня, да так и плюнул. Наверно, Ельцину пора писать заявление на тот свет, он примет.
Я писал Путину, два раза Медведеву. Мне ответили: если встали на очередь до 1 марта 2005 года, получите жилье. А мне никто этого не подсказал. Так и мучаюсь уже 5 лет. Не думал, что на старости лет — ни кола ни двора. Воевали за светлое будущее…
Сейчас в Андреевское за пенсией придется ездить. Очень меня беспокоит, как теперь буду пенсию получать. Просил, чтобы в Александрове на почте, я ведь езжу к дочери на съемную квартиру, заходил бы за пенсией. В Андреевское не с руки ездить: и время лишнее, и деньги.
Согласно указу Президента № 714 от 7 мая 2008 г., «в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов:
1. Считать необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
2. Правительству Российской Федерации:
а) в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра;
б) предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом;
в) обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
3. Предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа. Президент РФ Дмитрий Медведев«.
Получается, ветерану войны А. С. Данько, который не встал вовремя в очередь на получение жилья, НИЧЕГО не положено. При этом он не перестает быть участником войны, которых в живых осталось совсем немного. Неужели нельзя найти какой-то выход? Совет ветеранов, районные власти, помогите!
Галина Ахсахалян,
фото автора.
Поражает наш суд — самый гуманный суд в мире! Как выселить старика — это в момент, а как его же собственные деньги вернуть, так 10 лет надо. Интересно, куда хозяйка двухкомнатной квартиры их дела?
Нашим ветераном заинтересовалась владимирская газета «Призыв». Так что продолжение следует. Наташа, ваш вопрос учтём и зададим хозяйке)))
О! Владимирские газетчики заинтересовались историей из районной газеты! Наверное захотели пикантную историю про ветерана поиметь для увеличения своего тиража (у них он 2,5 тысячи, а у бумажного «Уездного города А» — 6,5). О как..
Владимирцы ужасно любят жилищные истории. Но чтобы приехали, позвонив корреспонденту — на моей памяти первый случай.