15 декабря 2012 в Москве состоялись две акции оппозиции, в которых, как обычно, участвовали представители александровского комсомола. Митинг КПРФ прошел под лозунгом «Нет платному образованию!» Несмотря на сильный мороз, на Новопушкинскую площадь пришли тысячи москвичей и гостей столицы.
Среди митингующих было много студенческой молодежи и преподавателей столичных вузов. Повсюду плакаты и транспаранты с лозунгами: «Руки прочь от вузов страны!», «Студенты столицы против „неэффективного“ Ливанова!», «Мы требуем образовательной революции!», «Студент готов бороться, наш вуз — не продается!» и другие. За владимирские вузы приехали заступиться лидеры областного комитета ЛКСМ. Выступавшие с болью говорили о разрушении нынешней властью классической русской и советской школ и выражали поддержку законопроекту КПРФ «Образование — для всех. Образование — для человека». Единодушным было зафиксированное в резолюции мнение о недопустимости принятия правительственного законопроекта «Образование — для избранных. Образование — для рынка».
В 15 часов мы были уже на Лубянке, чтобы поучаствовать в неразрешенном властями Москвы «Марше свободы». Уже на подходе чувствовалась напряженная, тревожная обстановка. Полицейский вертолет над площадью. Колонны автозаков. Мощные цепи омоновцев и полицейских, окружающих и без того огороженную площадь. Перекрытые выходы из подземного перехода. Охватывает недоумение: власть всеми средствами внушает, что «протест сдулся», народ поддерживает все решения «тандема», что несогласных осталась жалкая кучка — против кого тогда столь неадекватные меры? Находясь на площади в гуще событий, узнали из Интернета, что нас 600 человек, половина из которых — журналисты. Там даже опубликован снимок с их вертолета. Надо же так врать. Может быть, на площади и стояло постоянно не более тысячи человек. Но основная масса находилась за пределами огороженного участка. Мы стояли, прижавшись к зданию, а мимо вдоль дороги шли и шли люди. Периодически их пропускали через дорогу на площадь, оттуда процессия возвращалась обратно по внутренней стороне тротуара. Слышались разговоры: «Марш не разрешили — так мы просто гуляем», «Власть не имеет права нам запрещать», «Мы их не выбирали, они сами себя выбрали, самозванцы». Многие держат цветы для прикрытия — якобы пришли возложить к Соловецкому камню. «Якобы» — потому что они возвращались с площади с этими же цветами в руках. Народ насторожен, чутко реагирует на действия полицейских на площади, ожидая арестов — но идет и идет, преодолевая свой страх. Мы стояли почти полтора часа — и всё это время не прекращалось шествие. Сколько народу прошло? Как это можно сосчитать? Можно, если бы кто-то хотел. Но власти удобно убаюкивать себя и страну этими «600 отщепенцами». И никого не удивляет, что известных лидеров несистемной оппозиции задержали уже на подходе к площади, не объясняя причин, и через два часа отпустили, не составив даже протокола. В такой свободной стране мы хотим жить?
Наталья Лисицына,
фото из архива автора.