Взволнованная читательница, позвонив в редакцию «Уездного города А», поинтересовалась — а что это за странные цифирки с плюсиками появились в газете на страничке с телепрограммой. Получив ответ, что это требования нового закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», она в сердцах изрекла: «Лучше бы вместо этого писали бы отечественный это фильм или иностранный».
Да, наши законодатели сотворили очередной шедевр, который, похоже, надолго овладеет умами россиян. Хотели, разумеется, как лучше, а получилось — как всегда… Вступивший в силу 1 сентября новый закон обязал средства массовой информации маркировать материалы в соответствии с возрастными ограничениями: «0+», «6+», «12+», «16+» и «18+».
Первой группе детей в возрастной категории до шести лет разрешены «эпизодические ненатуралистические изображения или описания физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия». А к двенадцати годам детишки уже должны быть настолько морально подготовленные, что в информации, предназначенной для них, можно обойтись и без торжества добра. Но для всех несовершеннолетних без исключения запрещена информация:
— «побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству»;
— «способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством»;
— «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи»;
— «оправдывающая противоправное поведение»
—"вызывающая у детей страх, ужас или панику«.
Как теперь будут выкручиваться прокатчики мультфильмов и издатели сказок — сказать сложно. Журналисты и блогеры с недоуменным ехидством, а то и даже горьким зубоскальством, принялись обсуждать, кого из детских героев после начала действия этого закона могут запретить. Излюбленный объект, приводимый в качестве примера — аморальный волк из мультика «Ну, погоди!», который очень любят показывать в александровских маршрутных автобусах. Распоясавшийся волк и курит, и зверят обижает. Заяц тоже, кстати, хорош. Помните, когда волк с крюка подъемного крана сигает вниз, но вместо того, чтобы зацапать зайца попадает на сваезабивочную машину под песню «Казачок» группы «Чингисхан»? Пока он там скачет, заяц глумится над ним, веселясь и показывая пальцем. Это и есть момент торжества добра над злом?
Но волком и зайцем список детских героев, годных к запрету, не исчерпан. Колобок занимается бродяжничеством, Карлсон — воровством и побуждением действий, представляющих угрозу жизни Малыша, Пеппи Длинныйчулок — отрицанием семейных ценностей и т.д.
Все это было бы смешно, если бы не одно «но» — непроработанность и несовершенство закона дает право трактовать его весьма вольно. Так что, при желании, можно и в самом деле запретить что угодно и применить соответствующие санкции к кому угодно. Поэтому, предупреждая возможные меры воздействия в связи с выходом нового закона, по стране прокатилась волна заградительных запретов. Так, на всякий случай. Иногда на грани идиотизма. К примеру, можно понять действия мэрии Воронежа, которая в связи с новым законом запретила водителям маршруток слушать в салоне радио, передающее шансон. Но понять организаторов концертов оперной дивы Монсеррат Кабалье, поставивших на афишах значок «16+», невозможно. Что ж там такого в ее концертах? Может, вид дивы или ее исполнение произведений вызовет у детей «страх, ужас или панику»? Такое же впечатление производят афиши, зазывающие на литературный вечер Светланы Крючковой «Каждый стих — дитя любви…» по произведениям Марины Цветаевой, снабженные все тем же значком «16+». Что же там такого запретного? Неужели рождение стихотворений поэтессой Серебряного века отнесли к категории «отрицание семейных ценностей»? Хотя, быть может, это всего лишь грамотный пиар-ход по привлечению молодежи на литературные вечера? Тогда бы я на месте дирекции александровского музея Марины и Анастасии Цветаевых непременно бы взял его на вооружение для омоложения своей аудитории. А на месте детей непременно попытался бы прорваться на концерт и вкусить «запретный плод» нового законодательства. Да так, собственно говоря, и было во все времена. Помните, в Советском Союзе все взрослые фильмы, идущие в кинотеатрах, возбуждали дикий интерес у детей, которые непременно желали любой ценой прорваться на сеанс?
Другой вопрос — действенен ли такой запрет? Действительно ли цифирки с плюсиками способны уберечь детей от опасной информации? Не могу не согласиться со Стасом Бабицким из «Комсомольской правды», который сравнил защиту детей от вредной информации посредством маркировки с ведением антикоррупционной борьбы посредством табличек «Взятки брать запрещено». В нашей стране такие надписи не работают. Почему сотрудники александровского отдела по делам несовершеннолетних (ПДН), выходя на очередной рейд по поимке торговых работников, продающих подросткам запрещенный для них алкоголь или сигареты, еще никогда не уходили без улова? Потому что наказание недейственно из-за маленьких штрафов. А вот в Америке, утверждает все тот же Стас Бабицкий, просто можно разориться, если человека застукают за продажей сигарет несовершеннолетнему. Так что, может, законодателям нашим стоит просто-напросто тщательнее прорабатывать законы перед их внедрением в жизнь, да ужесточать меры за их несоблюдение? Но только вводить жестокие меры к настоящим нарушителям закона, а не к тем, которые чем-то не приглянулись служителям фемиды. Может быть, в этом им помогут журналисты, которые уже начали составлять для Роскомнадзора предложения об уточнении формулировок закона, которые потом должен будет обсудить экспертный совет. Так что, может, Колобка с Карлсоном и оставят в покое.
Народное мнение
Владимир, журналист:
— Я верю, что у авторов закона были лучшие намерения, и надеюсь, что они принесут результат. Смущает одно — проконтролировать соблюдение рекомендаций на практике будет трудно, а маркировка, наоборот, привлечет внимание тех, кого законодатели собрались оберегать. Необходимо также объяснять родителям принципы работы фильтров интернет-контента для домашних компьютеров. Как выясняется, немногие знают о существовании таких фильтров, и еще меньше их применяют.
Сергей, начальник смены ФГУП «Почта России»:
Говорят, что мультик «Ну, погоди!» могут запретить, потому что, мол, там волк курит и подает плохой пример детям. Все зависит от того, что при этом скажут родители своим детям. Мы выросли на этом мультике, и ничего — стали нормальными людьми. Зато вот мультфильм «Маша и медведь», который все расхваливают, мне не нравится. Там, к примеру, Маша банку стеклянную на голову надевает. Вот насмотрятся дети, и тоже будут пробовать это сделать.
Татьяна Сергеевна, менеджер:
— Вседозволенности быть не должно, информацию нужно дозировать. Но то, что такая маркировка поможет обезопасить детей от вредной информации — далеко не факт. Зато вот мне лично, она поможет сориентироваться при выборе товаров, и я буду уже знать, что рекомендовано для детей до шести лет, а что после.
Ольга, швейных дел мастерица:
— Я думаю, что маркировка — это не серьезно. Главное в воспитании — это внимание родителей. Мои дети все время были чем-то заняты, потому что они ходили в разные кружки, и на вредную информацию в телевизоре у них времени не оставалось. А значок «18+», наоборот, может, вызовет любопытство. Ведь запретный плод сладок, и им захочется взглянуть на него.
Мышкин, князь:
— Ребенку можно всё говорить, — всё; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие детей, отцы и матери даже своих детей. От детей ничего не надо утаивать, под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они все понимают. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.
Эдуард Егоров,
фото автора, из архива респондентов
и с http://avmalgin.livejournal.com.
У нас как всегда — сначала сделают, ну а потом подумают…
Моя мама думала, что это по ТВ показывают температуру в Москве
мои родители тоже )