«Уездный город А» в каждом номере публикует сводку преступлений и происшествий, которые случились с нашими жителями. Каждый раз в нескольких строчках разворачиваются драмы, которые стоят потерпевшим здоровья, жизни, имущества, денег. «Обманным путем мошенницы забрали у гр-ки 1930 г.р. 19 тыс. рублей». И всегда непонятно, как же так получается, что, будучи в здравом уме и твердой памяти, люди сами отдают мошенницам деньги, или просто не замечают, как в их присутствии ловко обчищают их квартиры. А вот как.
Звонок в дверь прозвучал, когда все домашние разошлись кто на работу, кто в школу. Дома остались, как в сказке, старик и старуха. Старик с парализованными ногами и старушка, хлопочущая на кухне.
— Кто там? — спросила недоверчивая женщина.
— Вы получили наше извещение? — послышался вопрос той стороны закрытой двери.
Так воровки получают доступ квартиру. В любом случае человек открывает дверь, чтобы разобраться, что за извещение такое. Дальше начинается такой спектакль, что меркнут Станиславский вместе с Немировичем—Данченко. Две женщины, из примет которых потом вспоминаются почему-то только темные большие миндалевидные глаза, темные куртки и худощавое телосложение, представляются работниками союза ветеранов и начинают выяснять какая помощь нужна престарелым гражданам. А ведь престарелым гражданам надо мало: их бы только выслушали, да посочувствовали. Они и таять начинают, и теряют последние остатки бдительности и критичности.
Хозяйка квартиры приглашает гостей в комнату, да те боятся наследить, все рвутся на кухню, а то и в коридоре уж было готовы пристроиться, ну да ладно, пошли на кухню. Чтобы не забыть чего, заставили хозяйку писать на листе свои фамилию, имя-отчество, год рождения, год выхода на пенсию и еще что-то архиважное.
При этом хозяйка сидит лицом к двери и вроде бы все у нее под контролем и все в поле зрения. Все идет гладко, спокойно, только вот вторая посетительница все время что-то отстукивает по двери в ванну. «Перестаньте стучать, пожалуйста», — обращается к ней хозяйка, однако через мгновение стук начинается снова. Эти звуки мешают сосредоточиться, и замечание повторяется еще раз. «Да Вы не обращайте внимания, — успокаивает хозяйку квартиры другая женщина с большими миндалевидными глазами. — Мы так проверяем, может быть, вам надо двери в ванную сменить, мы поможем вам сделать такой ремонт». Абсурдность этого заявления настолько очевидна, что хозяйка квартиры меняется в лице, встает, отдает исписанные пожеланиями листки и выпроваживает доброхотов. Так как обе женщины все время были в ее поле зрения, она не беспокоится, но неприятный осадок остается. Она звонит 02 и говорит, что в ее районе ходят две подозрительные женщины и говорят, что из социальных служб. На этом инцидент считается исчерпанным и о нем забывают.
Но вечером, когда все собрались дома, в дальних комнатах квартиры обнаруживается легкий беспорядок — сдвинутые вещи, приоткрытые ящики. Последней каплей стала коробочка из-под духов, которая валяется в совершенно неожиданном месте. Коробочка валяется, самих духов нигде нет. Тогда-то и выясняется, что в доме были странные посетительницы. Тогда-то и начинаются проверки тех мест, где граждане хранят свои деньги. Проверки приводят к самым плачевным результатам — пропала пенсия, которую принесли буквально за день до этого. Этот оперативный запас хранился к коробочке на видном месте. А в другой комнате, из кармана пиджака, который висел в старом скрипучем шкафу, украдены 1000 долларов. Эти деньги собрали мужики в качестве матпомощи своему тяжело заболевшему коллеге. Тому самому старику с парализованными ногами, которому мошенницы все обещали помочь с инвалидной коляской. Обещали и помогли. Эх, граждане, говорили же вам — храните деньги в сберегательной кассе!
После того, как улеглись первые бурные эмоции с корвалолами и валерьянкой, стали думать, как же могло так произойти. Обе женщины были в поле зрения хозяйки. Значит, была третья, которая незаметно вошла в квартиру и проверила ее самые дальние уголки. Благо дверь была не заперта. Значит, именно для того, чтобы заглушить звуки обыска, скрип дверей и половиц, стучали по двери. Чтобы не увидела, как открывается дверь, заставили писать, т.е. наклонить голову и не видеть открывающуюся дверь. Именно поэтому пошли на кухню, чтобы обеспечить доступ ко всей остальной части квартиры.
Граждане, будьте бдительны! Помните, что работники социальных служб не ходят по домам по собственной инициативе. Не открывайте дверь незнакомым людям. Когда они зайдут к вам, они найдут тысячу и один способ отвлечь ваше внимание и пошарить по коробочкам и шкатулочкам. Поэтому просто не открывайте им дверь. И сразу звоните в милицию — может, именно это и есть те самые «работники горсобеса», которые обокрали уже почти 10 пенсионеров в их собственных квартирах в Александрове, Карабанове, и есть уже точно такие же случаи в Кольчугине.
Маргарита Елкина.