Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Раиса Нур: проходящая фигура мультипликации

Раиса Нур: проходящая фигура мультипликации

С 23 по 27 февраля в Суздале прошел XVI Открытый фестиваль анимационного кино. Традиционно в рамках этого единственного профессионального смотра достижений отечественной анимации в городах Владимирской области проходили встречи с его участниками. 22 февраля в киноконцертном зале «Южный» александровские школьники встретились с автором-исполнителем и мультипликационным голосом из нового российского мультфильма «Три котенка» Раисой Нурмухаметовой (творческий псевдоним Раиса Нур). После своего мини-концерта Раиса Фаатовна охотно ответила на наши вопросы.

— Вы родились в Уфе, после замужества жили в Нижневартовске и Сургуте, сейчас живете в Москве. Вы считаете себя москвичкой?

— Я даже не знаю, кто я: и в Нижневартовске я своя, и в Сургуте я своя. Мне очень сложно в себе разобраться. Да, может, и не надо. Вот плачу я от татарских песен. Когда поет мама, а мама моя живет в Уфе, и все сны, которые мне снятся, — это уфимские улицы, может быть, и улицы я не вижу, но я понимаю, что это Уфа.

— А у нас вы проездом в Суздаль, или уже оттуда?

— Нет, я в Суздале уже была и открытие фестиваля наблюдала. Банкет там был шикарный…

— Банкет — это самая главная часть фестиваля?

— Нет-нет. Клянусь, я поела и убежала. Потому что у меня были концерты в Москве, и надо было как-то себя поберечь.

— А как же фестивальное общение с коллегами?

— У аниматоров и авторов-исполнителей немножко дорожки разные. Если бы это был бардовский фестиваль, то, конечно бы, я тусовалась здесь. Но я для мультипликации являюсь все-таки проходящей фигурой. Человек, который пишет песни и который озвучивает мультфильмы — это некое дополнение ко всему тому труду, которым занимаются аниматоры. Поэтому я и чувствую себя гостем на этом празднике. Сама бы я день и ночь смотрела эти новые мультфильмы, но времени нет абсолютно, потому что у меня много выступлений в разных городах. Сейчас я здесь, потом еду в Москву, а завтра утром буду уже в Рыбинске.

— Большая часть аудитории на ваших концертах — это дети?

— Не обязательно. Мои песни, которые не связаны с анимацией, — это взрослые песни. Хотя, может быть, это я их считаю взрослыми?

— В каких мультфильмах можно услышать ваш голос?

— Я эпизодически звучу в новом мультфильме «Три котенка». Это мультсериал, который снимали на протяжении двух лет. Каждая серия — это песенка длительностью 1 минута 50 секунд. Казалось бы, ну что там — пара минут. А у меня каждая песенка какую-то часть жизни забрала.
Когда я писала песни для «Трех котят», я знала, что мультфильм будет озвучивать интересная актриса Лариса Брохман (ее голосом, например, говорит медвежонок из мультфильма «Элька»). Я и песни-то писала под ее голос. Но потом аниматоры сказали, мол, давайте мы вас смешаем, и написанные мною песни в мультфильме я спела сама. Это очень приятно, когда часть тебя остается в каком-то уже более материальном виде. Потому что когда пишешь песню, отдаешь ее, она становится не твоей, а когда ты голос свой там оставляешь, она уже вроде как и твоя.

В мультфильме «Разве так бывает?» мне дали готовый видеоряд. Там была какая-то абракадабра: какие-то цветочки спускаются, дорожки выскакивают, как пружинки, и в конечном счете это все заканчивается тем, что девочка засыпает. И надо было все привести в какое-то логическое завершение. На это отводилось, как обычно, две минуты. И я написала песенку. Это был мой первый опыт. Второй опыт — это мультфильм «Мечта». В мультфильме овечка мечтала попасть на облака. У меня получилась песня о том, что такое вообще мечта.

— Вы уже знаете, в каких мультяшках еще будете участвовать?

— Даже у того человека, у которого есть перспектива, она тут же может исчезнуть, потому что творческий процесс он всегда требует точности. Это же как пробы у актеров. Начинаешь работать, а твои пробы могут и не подойти. Или, наоборот, кто-то другой планируется на этот проект мультика, а подходишь ты, твой голос и твоя песня.

— Может ли мультипликация стать прибыльным делом?

— Это должны быть какие-то радикальные изменения. Я не знаю, какой дяденька должен нажать на ту кнопочку, чтобы наши дети смотрели именно наши мультфильмы: самые добрые, самые красивые, самые идущие в нужном направлении. А вот диснеевские мультфильмы я бы из проката убрала.

— Так почему же нашим детям показывают чаще всего иностранные мультики?

— Я вот тоже спрашивала у аниматоров и выяснила, что по телевизору выгоднее показывать иностранные мультфильмы, поскольку для этого есть какие-то удобные условия. А нашим мультипликаторам, видимо, хочется денег отбить.

— А вы-то себе чем на жизнь зарабатываете?

— Песнями! Вы знаете, я представитель очень, наверное, странной дороги. Потому что с 1999 года занимаюсь только тем, что пишу песни и пою их. Я не скажу, что это те деньги, которые позволяют мне ездить на «Лексусе», но все-таки образование детям я дала и считаю, что это самый честный труд. Потому что если тебя зовут, значит, ты нужна. Если ты не нужна, значит, что-то с твоим творчеством не так. И это хороший повод подстегнуть себя и что-то делать.

Эдуард Егоров,
фото автора.

Оцените материал

Комментарии на “Раиса Нур: проходящая фигура мультипликации

  1. Дочь сильно привязалась к этим трем котикам (точнее, двум котикам и одной кошечке). Особенно к мультику про вот это: «Кто забыл слово лень, кто вовсю старается, у того целый день зубы улыбаются».

      Add rating7 Subtract rating0

  2. Спасибо Раисе за теплоту её песен, а Эдуарду — за статью. Как то пропустила этот материал. Сейчас с удовольствием почитала и послушала.

      Add rating6 Subtract rating0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top