Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю

22 Дек 2010 • Рубрика: Городские делаМетка:
Просмотров: 9 061

Как мало мы знаем о праздниках, обычаях и традициях, которые пришли к нам из глубины веков. Да и не удивительно, в нашем мире все так переплелось — отмечаем и древние языческие праздники, и христианские, и недавно пришедшие с Запада. Один большой клубок радости получается. Но попробуем его немного распутать, потянув за ниточку под названием Коляда.

Для большинства обычай колядавания устойчиво ассоциируется с Рождеством. Это-то и есть первое заблуждение. На самом деле бог Коляда появился на свет около 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. И было это, как вы понимаете, задолго до рождества Христова. Поэтому и праздновать полагается в день зимнего солнцестояния, то есть в двадцатых числах декабря. Именно тогда у людей появлялась вера, что долгая зима обязательно закончится, и придет пора тепла и работы. Ведь даже само имя Коляда — от уменьшительно-ласкательного «коло», обозначающего солнце-младенца. Оно представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького ребенка пол еще не играет никакой роли, тем более что само солнце у нас среднего рода.

Наши предки верили, что младенца-солнце захватила в плен злая ведьма Зима, превратила его в волчонка, и только когда шкура волка будет сожжена на огне, чары падут, растают ледяные замки, и все оживет, придут тепло и весна. А солнце нарядится в сарафан и кокошник и поедет «на разрисованном возочке на вороном конечке», даря людям радость и пробуждая природу. Но чтобы это произошло, требовалось соблюсти некий обряд.

Перед празднеством кудесник воет волком, прогоняя злых духов. После этого всем подносится братина с хмельным напитком (ах, какой же праздник без этого), и начинают звать Коляду. Обязательное условие при этом — участвовать могут только ряженые, чтобы остаться неузнанными нечистой силой. Кроме того, удары в кудесы (бубен), звон колокольчиков на одежде скоморохов, громкие песни и смех должны служить дополнительной защитой от нечисти. И отправляются они дружной, веселой компашкой по дворам с песнями-колядками. А впереди — обязательно козовод с козой (и вовсе не потому, что она своими рогами черта напоминает, как некоторые думают сейчас, а потому, что коза с древнейших времен считается кормилицей человека, погладь ее по шерсти — и будет тебе сытая жизнь в будущем году). Все-таки мудрые были наши предки, ничего они просто так не делали, все с умыслом, вот и в свиту козе определили кота, лисицу, журавля и свинью. Лаской и хитростью, распевая колядки, выпрашивали они угощения. Да и лакомства-то были не абы какие — обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Все это так называемые символы плодородия. Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и полными чарками, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол. А после сытного пира — самое время для игрищ. В те стародавние времена родилась и такая забава, как жмурки (эту игру наши предки называли «слепой козел»), когда водящий с завязанными глазами должен поймать убегающих от него игроков. Но самое главное было — вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись». Колесо означает разгорающееся солнце, поднимающееся всё выше над небосклоном.

Немногие слышали об этих обрядах, разве что небольшие фольклорные ансамбли еще чтут традиции старины. Но для меня лично колядовать со сцены почти то же самое, что собирать грибы в магазине, а не в лесу. Вот и задумали мы со старшеклассниками пройтись с колядками по домам знакомых, а чтоб веселее было, позвали с собой иностранных студентов, приехавших по межстуденческому обмену в Александров — итальянца Давида Комплой и швейцарку Голду Ленцин. С интересом выслушали ребята историю Коляды, а потом на ломаном русском старательно повторяли вместе со всеми:

«Мы ходили, мы искали Коляду святого
На земле, на небеси, по Славени, по Руси,
По полям да по лесам, по долам да по горам.
А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!»

— У нас в Италии нет ничего похожего. Рождество у нас строго семейный праздник. Да, мы ходим в гости и дарим подарки, в основном они связаны с домашним уютом и праздничным столом. В Сочельник обычно дарят особый вид цветов, так называемые «Рождественские звезды», символизирующие Вифлиемскую звезду. Раньше была еще традиция выкидывать перед Новым Годом старую мебель, но сейчас редко кто об этом вспоминает. А вот таких глубоких и в то же время веселых традиций я не знал никогда, — говорит Давид Комплой.

— Только когда сама принимаешь участие в таких играх, становится более понятна история русского народа, его характер. Наступление Нового Года празднуется в Швейцарии с большим шумом, шампанским, фейерверками и веселыми вечеринками, но это все очень далеко от того, что мы увидели и узнали в России. Я рада, что теперь смогу рассказать своим друзьям такую интересную историю. Может быть, мы попробуем колядовать и дома, — добавила Голда Ленцин.

А интересно было бы, если б с нашей легкой руки Коляда стала известна и популярна в мире. Не все же нам их праздники заимствовать.

Елена Сибирина,
фото автора.

Отрицательный голосПоложительный голос (+3 рейтинг, 3 голосов)
Загрузка...





Отзывов пока нет.

Ваш отзыв

Я не робот.