Вы здесь
Главная > История и культура > История > Цесаревна Елизавета Петровна и Александровская слобода

Цесаревна Елизавета Петровна и Александровская слобода

310 лет назад 18 декабря 1709 года в семье русского царя Петра I произошло радостное событие — родилась дочь Елизавета. Отец называл ее «ровесницей Полтавской победы», известие об этом получив в Москве во время празднеств по случаю успехов русского оружия в Северной войне. Цесаревне Елизавете Петровне суждено было сыграть значительную роль в истории Александровой слободы, хотя и не в том смысле, который привыкли вкладывать в это понятие многие местные краеведы. Но, как верно заметил поэт, «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман» и мы с трудом расстаемся с целым рядом мифов, к созданию которых «руку приложил» и Н.С. Стромилов.

К чести нашего замечательного краеведа нужно отметить, что он первым обратился к использованию документов при описании истории Александровского уезда. Но круг таких источников был у него ограничен материалами, которые он нашел в архиве Успенского монастыря и теми свидетельствами, которые были опубликованы в некоторых сборниках. Он в значительной степени использовал работу М.И. Семевского «Цесаревна Елизавета Петровна до ее восшествия на престол», написанную на основе архивных документов (Александрова слобода в ней даже не упоминалась). Действуя «по аналогии», многие обстоятельства Стромилов «перенес» из нее на Слободу.

Изучение выявленных в Российском архиве древних актов документов, безусловно, опровергает версию о «десятилетнем» непрерывном пребывании Елизаветы Петровны в Александровой слободе, ее «ссылке» сюда и даже «пострижении». Документы дают косвенные свидетельства о ее периодических приездах в вотчину, которой она владела с 1728 по 1762 год.

Гораздо важнее, что документы дают представление о той значительной роли, которую Александрова слобода играла в «хозяйстве» цесаревны, а затем и императрицы. Историки называют ее «рачительной хозяйкой», что стало возможным при наличии около нее целой группы людей, которых сегодня назвали бы «эффективными менеджерами». В указанные годы Александрова слобода совершила значительный «скачок» в своем социальном и экономическом развитии, что обусловило в дальнейшем получение ею статуса города.

Например, в истории России, да и в жизни Елизаветы Петровны, важным был 1730 год. После скоропостижной смерти юного императора Петра II на русский престол была избрана (в обход дочери Петра Великого) Анна Иоанновна. Многие историки считают, что цесаревна в это время и не вмешивалась в ход политической борьбы, уехав в свои «подмосковные вотчины». Н.С.Стромилов считал, что это была Александрова слобода, хотя документы говорят в пользу Покровского.

Но в одном из документов (датированном 1736 годом) есть указание на краткое пребывание Елизаветы Петровны и в Александровой слободе, и сделанном ею распоряжении 27 июня 1730 года относительно богадельни. Это «богоугодное заведение» было создано здесь еще сестрой Петра I царевной Натальей Алексеевной, затем «опека» над ним перешла к супруге царя Екатерине Алексеевне, после ее смерти, по наследству, к дочери Елизавете. Здание богадельни было деревянным и располагалось около храма Рождества Христова. За счет средств цесаревны «богадельницы» получали «денежное и хлебное жалование», об этом она и распорядилась 27 июня 1730 года, «в пришествие своего Высочества в Александровой слободе». В последующие годы это распоряжение подтверждалось присылкой указов.

«Обслуживающий персонал» богадельни состоял из работника Федора Герасимова и «портомои» (прачки) Василисы Елфимовой, которым также выплачивалось жалование. В ней содержалось 13 женщин, старшей из которых была Василиса Лазарева. «Денежное жалование» составляло 2 рубля в год каждой, а «хлебное» выплачивалось из местных запасов и состояло в муке ржаной и пшеничной, «крупах овсяных», «семени конопляном» и соли.

Описание богадельни сохранилось в документе, датированном 1773 годом. Размером она была 6×3 сажени, «пол и потолок бревенчатый, крыта в два теса», имела 7 застекленных окон, сени с погребом, 3 чулана, крыльцо. Внутри находилась «печь кирпичная». Поскольку все строения были указаны как находящиеся в «твердом» (хорошем) состоянии, следует сделать вывод, что о богадельне из года в год проявлялась надлежащая забота.

В 1730 году важным событием в жизни Елизаветы Петровны было получение разрешения от Синода на строительство в Александровой слободе церкви в честь святых Захарии и Елизаветы. Но, как свидетельствуют документы, работы начались медленно, и в 1732 году (по постоянному недостатку денег в казне цесаревны). Достроена и подготовлена к освящению каменная церковь была к 1742 году. Она располагалась близ старой деревянной церкви Богоявления, которая по распоряжению Елизаветы Петровны, была обследована «комиссией», состоявшей из «лучших людей» Александровой слободы. Как выяснилось, старый храм находился в удручающем состоянии и требовал срочного ремонта. Плохое состояние деревянной церкви могло в дальнейшем стать причиной перенесения основного богослужения в новопостроенный каменный храм, смены и переосвящения алтарей. Но стараниями Елизаветы Петровны в ее вотчине появилась церковь (ставшая потом приделом) в честь ее соименной святой.

Приведенные сведения коснулись только двух важных моментов в жизни Александровой слободы времени пребывания Елизаветы Петровны в статусе цесаревны и связанных с 1730 годом. Можно говорить и о развитии предпринимательства, торговли, ремесел, функционировании винокуренного и конного заводов, строительстве и работе мельниц, развитии сельскохозяйственного производства в окружающих селах и деревнях. «Прогресс» в развитии региона был «налицо». Вспоминая дочь Петра Великого в 310-й день рождения, признаем не напрасными ее старания по «благоустройству» дворцовой вотчины Александровой слободы.

Ирина Орлова, внештатный сотрудник музея-заповедника «Александровская слобода».
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны», Иван Гроот (1717 — 1801).

3 (60%) 1 vote

Комментарии на “Цесаревна Елизавета Петровна и Александровская слобода

  1. Из статьи не ясно в каком месте города находилась
    «старая деревянная церковь Богоявления» и потом близ неё каменная «церковь в честь святых Захарии и Елизаветы, (ставшая потом приделом)».
    Можно уточнить?

      Add rating1 Subtract rating0

Добавить комментарий для Александровец Отменить ответ

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector