Вы здесь
Главная > История и культура > История > Гении 101 километра

Гении 101 километра

19 марта 2019 года на 94 году жизни скончался советский и российский кинорежиссер, сценарист, актер, педагог, народный артист СССР Марлен Мартынович Хуциев. Для большинства киноманов и любителей добротного советского кино Марлен Хуциев известен как режиссер одного из самых популярных фильмов 1950-х годов «Весна на Заречной улице», собравшего в советском кинопрокате более 30 миллионов зрителей, и фильма «Застава Ильича», ставшего символом эпохи «оттепели». Менее популярна его философская двухсерийная кинокартина «Бесконечность», в которой снимались александровские актеры.

Актеры непрофессиональные, но часто выступавшие в роли статистов во многих отечественных фильмах, — паровозы из александровского депо и обслуживающие его бригады. В фильме «Бесконечность», вышедшем в 1991 году, наши железнодорожники изображала солдат времен гражданской войны. Некоторые подробности о съемках фильма поведал александровец Владимир Фёдорович Лакиза, которому до этого фильма удалось сняться, еще будучи в армии, в фильме Сергея Фёдоровича Бондарчука «Война и мир» (см. материал «Как александровские солдаты с князем Болконским в футбол играли» в газете «Уездный город А» от 14 февраля 2019 г.).

После армии в 1968 году Владимир Фёдорович вернулся в город, где стал работать на «железке», получив специальность машиниста паровоза и электровоза. В Александрове была большая база паровозов на складе топлива — своеобразный запас Министерства обороны на случай войны. В народе это место получило название «кладбище паровозов». Каждый стоявший там паровоз периодически заправляли, проверяли и пускали в работу. Вот эти-то паровозы и становились участниками съемок различных фильмов. Базу паровозов расформировали в начале 1980-х годов, часть паровозов перегнали на юг Смоленской области, где до 2004 года в городе Рославле существовала аналогичная база стратегического назначения.

Съемки фильма «Бесконечность» проходили в Рыбинске Ярославской области в 1988 году. Александровский паровоз перегнали на место проведения съемок. В.Ф. Лакиза: «В Рыбинске мы были в командировке, наверное, целый месяц, а может, даже больше. Там было три бригады. Мы работали машинистами, но в свободное время, или когда паровоз для съемок не нужен, участвовали и в массовках. К нам приходили, говорили: ребята, надо в массовке посниматься. Мы говорим: давайте. Нас переодевали, и мы изображали артиллеристов. Нужно было пушку закинуть на платформу. Мы подошли вчетвером, раз — и забросили ее. Нам говорят: нет, так не делается. Вы отступаете, вы уставшие, вы еле на ногах стоите. Только пятнадцатый дубль устроил съемочную команду. Марлен Хуциев приезжал, смотрел, но постоянно на съемочной площадке не присутствовал».

Герой фильма Владимир Иванович Прохоров в исполнении актера Владислава Пильникова (03.05.1948 — 17.05.2007) приезжает из Москвы в свой родной провинциальный городок, и, размышляя о смысле жизни, непроизвольно становится реальным участником собственных воспоминаний. В фильме показано несколько временных периодов: 1901, 1914, 1941 годы.

В.Ф. Лакиза: «Мы снимались в роли бологвардейцев. В то же время снимали Великую Отечественную войну. Ребята-машинисты рассказывали про съемки одного эпизода, когда „немцы“ ворвались в деревню, а в ней все старики переполошились — откуда немцы, когда война давно закончилась?»

Несмотря на то, что на Берлинском кинофестивале в 1992 году экзистенциальная драма «Бесконечность» получила приз Альфреда Бауэра (Alfred-Bauer-Preis) и приз экуменического жюри, а также была номинирована на «золотого медведя», а в 1993 году за фильм Марлен Хуциев получил Государственную премию Российской Федерации в области литературы и искусства «в области киноискусства», фильм не снискал у зрителей такой популярности, как его более ранние режиссерские работы. А участник съемок Владимир Лакиза, считая, что фильм так и не вышел на широкие экраны, его ни разу не посмотрел.

Есть и другие скрепы, связывающие прославленного режиссера и город Александров. В 2005 году в Александрове прошел десятый Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» — 101-й км», председателем которого был Марлен Хуциев. Участниками фестиваля стали режиссеры, актеры и журналисты. А визит в город они начали с экскурсии по выставке в Камерном зале музея Марины и Анастасии Цветаевых, посвященной памяти жительницы 101-го километра Ларисы Иосифовны Богораз (на тот момент постоянной экспозиции, посвященной невольным выселенцам в цветаевском музее еще не было). Для Марлена Хуциева эта тема тоже была близка, поскольку его отец Хуциев (Хуцишвили) Мартын Леванович (1900-1937), коммунист с дореволюционным стажем, заместитель наркома внутренней и внешней торговли СССР, был осуждён и расстрелян по 58-й статье (контрреволюционная деятельность). Кстати, имя Марлен — это акроним, означающий «Маркс, Ленин». В тот день режиссеру показали еще одну выставку работ струнинского художника Александра Макаровича Колоскова, который провел семь лет в лагерях. Его реакция на увиденное была весьма емкой: «Гений!».

А потом, на сцене ДК «Юбилейный» он рассказал о своей мечте — чтобы исчезло понятие 101-й километр, и чтобы не вспоминали о нем, как о каком-то проклятии.

Эдуард Егоров,
фото из архива Владимира Лакизы.

5 (100%) 1 vote

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top