Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Кто обжигал горшки во времена Ивана Грозного?

Кто обжигал горшки во времена Ивана Грозного?

Музей-заповедник «Александровская Слобода» всегда стремился дать своим гостям образное и вместе с тем наиболее объемное представление о Государевом дворе Ивана Грозного. Именно поэтому наряду с посещением уникальных памятников архитектуры царского кремля и гармонично вписывающихся в их белокаменный интерьер экспозиций посетителей музея знакомят со службами, которые обеспечивали быт самодержца и его приближенных.

Известно, что в Александровской слободе на Государевом дворе Ивана Грозного, кроме парадных зал и палат, жилых и постельных хором, существовало множество дворцовых построек, принадлежавших к разнообразным хозяйственным службам. Одной из них была гончарная мастерская. По результатам последних археологических исследований на территории Александровского кремля можно с уверенностью говорить о том, что здесь производили свою керамику, предназначенную для самых различных целей. Важную функцию она выполняла в архитектуре: это и черепица различных видов — типа «бобровый хвост», зеленая муравленая, а также плитка, ведь в слободских дворцовых сооружениях полы были выполнены по принципу итальянских мозаичных, только вместо мрамора использовалась глина. Выполняли в такой мастерской и необыкновенной красоты изразцы — красные рельефные (без использования глазури), муравленые рельефные. И, конечно, делали различную посуду, без которой невозможно было обойтись в быту, даже царском. Это были кружки, тарели, крынки, лотки, жбаны, рукомойники, вазы — всего и не перечислишь!

Поэтому органичным продолжением рассказа о службах Государева двора стало открытие Музейного творческого центра, воссоздающего работу царской гончарной мастерской. Соответствующую атмосферу создает сама белокаменная сводчатая палата XVII в. с великолепной замковой розеткой в центре. Попадая сюда, вы сразу переноситесь в другое время — с дубовыми столами и лавками, коваными сундуками, разнообразной (давно забытой, а многими и не виданной) глиняной посудой и, конечно же, с главным рабочим инструментом гончара, придававшим волшебный характер труду мастера, — гончарным кругом. Скорее всего, такой же или ему подобный находился в мастерской XVI в., ведь форма круга традиционна и мало менялась с течением времени. А в продолжение этого путешествия во времени на пороге мастерской вас встречает гончар, одетый в соответствии со старинными традициями.

В эту историческую и одновременно творческую атмосферу погружаются дети и взрослые, приходя на занятия в Музейный центр. Очень интересно наблюдать за выражением лиц, на которых изумление сменяется любопытством, а оно, в свою очередь, радостью от соприкосновения с «живой историей» — исконно русскими ремеслами. Чего стоит возможность самим покрутить гончарный круг и вылепить глиняную безделицу!
В Музейном творческом центре каждый сможет не только по достоинству оценить мастерство гончара, но и принять самое активное участие в творческом процессе, оказавшись в роли подмастерья. На гончарном круге, выполненном по старинным образцам, или просто руками вы под руководством мастера получаете возможность вылепить горшок или крынку, забавную игрушку и даже новогодний сувенир. Вам предложат отдельное занятие, на котором можно будет самим изготовить изразец — обожженную глиняную плитку, крепившуюся в кладке стены или печи. Ее лицевую сторону орнаментировали рельефным узором, покрывали муравой, цветными глазурями. Изразцовые декоры составляли единое целое с архитектурным решением зданий, подчеркивая их особенности и демонстрируя тем самым самобытность и неповторимость. Музей-заповедник обладает очень интересной коллекцией (красные, муравленые, многоцветные изразцы), которая позволяет проследить развитие этого вида искусства в России. История архитектурных деталей из музейной коллекции неразрывно связана с историей самой Александровской слободы. Самые древние из хранящихся в музее образцов керамики относятся к концу XVI — началу XVII вв. Вероятно, именно в этот период — время царствования Федора Иоанновича — появились здесь первые изразцовые печи. А при Петре I их было в Государевых хоромах и помещениях Дворцового приказа Александровской слободы уже более двадцати. Ежегодно во время археологических раскопок на территории музея находят замечательные образцы керамики. В июле 2005 года был найден красноглиняный сюжетный изразец конца XVI века. Хорошо видно рельефное изображение пушки и пушкаря, подносящего к запалу фитиль. Также в коллекции музея есть великолепные муравленые (зеленые) и многоцветные изразцы. Неслучайно посетителям центра предлагается изготовить изразец по подобию тех, что есть в коллекции музея. А украсить свои изделия можно точно так же, как и в XVI веке — процарапыванием или жидкой глиной — ангобом. Великолепные изразцы, старинные горшки с древними орнаментами украшают «Царскую мастерскую». Кроме того, здесь давно забытые щанки, рукомой, кашник, жбан и множество другой необходимой и занятной посуды, к сожалению, вышедшей из употребления.

А для того, чтобы посещение Музейного творческого центра запомнилось надолго, каждый может забрать образчик своего творчества. Для этого в музейных условиях производится обжиг глиняных изделий в муфельной печи. Это настоящий подарок для терпеливых и настойчивых, поскольку технология обжига такова, что на сушку изделий требуется около недели. Ведь работа в мастерской, как и любая, требующая внимания, усердия и особого старания, не терпит поверхностного отношения.

В работе центра есть и еще одно не менее важное и интересное направление. Это знакомство с таинственным и загадочным миром народной куклы, их изготовление по старинной традиции и технологии. Хочется процитировать слова писателя А.Д.Синявского: «Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли…». В Музейном творческом центре — увлекательное знакомство с историей появления народной куклы; русскими обрядами и традициями, связанными с ее изготовлением; особенностями народного костюма.

При слове «кукла» в нашем сознании возникает некий образ из мира детства. Но всегда ли это было так? Современному, а особенно городскому человеку, сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым физическим трудом, а с другой — общеизвестны веселые деревенские праздники, которые сопровождались различной символикой и ритуальными предметами. Важнейшее место среди них занимала и кукла. Она была самым понятным и доступным «посредником» между человеком и неведомыми силами природы. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее «волшебная» роль. Существовало поверье, что при изготовлении таких кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки рвали руками. А еще непременным условием была безликость куклы. Игра с куклой, не имеющей лица, побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять в разных игровых ситуациях. Девочки-подростки делали такие игрушки себе и младшим детям, одевали их по своему вкусу с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, умело и аккуратно ли девочка выполняет кукольную одежду. По прилежанию и качеству изготовления судили о готовности к обучению настоящему ремеслу. Если платье получалось красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка была готова серьезно обучаться шитью взрослой одежды, ее можно отдавать в ученицы к мастерице. Умиротворение и радость приходят, когда ребенок забавляется с такой игрушкой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек.

Многие куклы специально изготавливались к важным событиям крестьянской жизни. Каждая из них имела свое назначение. Куклу, выполненную для младенца или будущего ребенка, называли куклой-пеленашкой. На посиделках мастерили из природного материала кукол-десятиручиц. Делали их в подарок, чтобы и зимой хозяйка без дела не сидела: пряла, вязала, стряпала — и все успевала. Вот кукол-кубышек дарили на Рождество, чтобы в доме деньги водились — в ручки, голову и подол заворачивали по монетке.

Еще история хранит память об оригинальной кукле-каше, которую дарили девочке вместе с глиняным горшочком и пожеланием успехов в освоении азов кулинарного мастерства. Основной секрет ее изготовления состоял в неукоснительном соблюдении пропорциональности, и служила она своего рода мерой юной хозяйке. Чтобы сварить не только вкусную, но и «правильную» кашу, нужно было следовать неписаной инструкции: по ножку (кукле) — крупа, по пояс — вода, по шейку — кашка.

Куклы, как главные действующие лица обрядов и многовековых традиций наших далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее. Являясь частью культуры, они сохраняют в своем трогательном образе черты создающего их народа. К сожалению, сейчас об этом забыли, как и о том, что нужно прививать ребенку культуру игры. В результате занимательного творческого занятия-игры, общения с необычной куклой или при изготовлении настоящей глиняной поделки ребенку передается опыт поколений и традиционной славянской культуры. В этом роль «Царской мастерской» поистине неоценима, поскольку возвращение к истокам традиционной отечественной культуры на основе использования образовательного потенциала уникального историко-культурного наследия малой родины — главная задача Музейного творческого центра.

Светлана Вершинина,
зав. отделом музея-заповедника.

Оцените материал

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top