Вы здесь
Главная > Общество > Молодежь > Школьники из Александрова создают мультфильмы

Школьники из Александрова создают мультфильмы

В сентябре 2018 года при поддержке александровского центра дополнительного образования «ДАР» открылась студия «Мультимир». Название нового объединения — говорящее: школьники разных возрастов учатся не просто создавать красочные видеоистории, но воспринимать реальность через призму творчества.

«Мультипликатор — всесторонне развитый человек. Стараюсь давать ученикам как можно больше творческой свободы: ребята сами изучают настроение того или иного сюжета, сами подбирают музыку под атмосферу, характеры героев. Я направляю процесс, где-то подсказываю, помогаю с декорациями, монтирую. Создание мультфильмов — многогранная работа, многогранными она со временем сделает и нас», — поделилась руководитель студии «Мультимир» Ксения Зуева, выпускница журфака МГУ. На интервью Ксения принесла свои первые разработки — фигурки и фоны, с которыми отсняла мультфильм в 2016 году. Девушка соединяла картинки, меняла детали местами и объясняла, как собирается вручную маленькая мультивселенная.

— Когда вы занялись мультипликацией, загорелись идеей организовать студию?
— Мультипликацией занялась два года назад, на летней онлайн-школе для педагогов от Владимирского института развития образования. Пройти обучение мне посоветовала мама, тоже преподаватель.
Сначала я проводила мастер-классы в городской детской библиотеке: это была пластилиновая анимация, перелепка. Но формат встреч — раз в неделю, с относительно небольшой группой учеников — перестал подходить. Для качественного результата нужно больше времени. Так и выросла мысль о полноценной студии — из первого опыта.
Центр «ДАР» поддержал инициативу. Сейчас, благодаря им, у нас есть камера для съемок, специальный мультипликационный станок.
Если говорить о личном интересе: мне нравится создание мультфильмов, потому что это качественный ретранслятор идеи. Хотим мы сказать: «Ребята, пожалуйста, ходите по улицам аккуратно, не скачите по глубоким лужам», — снимаем мультфильм о том, как мальчик со всего размаху прыгнул в большую лужу и попал в заколдованную пещеру, из которой долго не мог выбраться.
Мультфильмы помогают донести урок, но это не мораль «в лоб», а скрытая мудрость. Ничего не говорится напрямую, зритель открывает замысел самостоятельно. А когда зритель открывает замысел самостоятельно — он ощущает, будто это его замысел, его идея, проще усваивает, легче переносит обретенную идею на реальность.

— Все мультфильмы содержат определенные уроки, просто развлекательных нет?
— Почему, они есть, но такие мультфильмы недолговечны, больше тяготеют к коммерции (например, хотят раскрутить конкретные игрушки — и запускают про них целый мультсериал). Мы с ребятами на занятиях стараемся придумать основную идею, из которой разовьется сюжет. Ребята почти всегда придумывают эту основу сами, я предлагаю идеи на выбор только в случае полного творческого кризиса.
Кино, мультфильм — это ведь инструмент, им можно пользоваться по-разному. Для нас важно воплощать именно хорошую идею.

— Мультфильмы — это искусство?
— Конечно. Взять, допустим, мультсериал «Смешарики»: в некоторых сериях ведь заложена очень и очень глубокая жизненная философия. Многие мои друзья уже с детьми смотрят и поражаются: «Мы о таком даже не задумывались и не знали».
Людям всегда интересно не просто посмотреть, а разгадать какой-то шифр, подтекст, найти отсылки, разрешить загадку.
Многие считают (хотя сейчас от этой тенденции постепенно отходят), что то, что для детей — несерьезно — куколки, зайчики — ерунда! На самом деле, именно это — самое важное. Дети еще не обладают критическим мышлением: они впитывают информацию, не фильтруя. Взрослый умеет фильтровать, осознает, где — чушь, если грубо, а где нужное. Ребенок не может отсортировать, ему необходима помощь. Родители обязательно должны следить за тем, что напитывает их малышей, в том числе за мультфильмами, которые малыши смотрят. Через мультфильмы складывается и определенное представление об окружающем.

— Мультфильмы учат детей определенному представлению о мире, а чему учит мультипликация? Что в ваших занятиях самое сложное?
— Мы изучаем разную анимацию — пластилиновую, бумажную, кукольную. И все фоны, все кадры, персонажей делаем своими руками. Шьем одежду для кукол, самих кукол, формируем сцену, декорации (кукольная анимация, кстати, одна из самых трудных в исполнении: действие снимается на специальной сцене, а не на бумажном или пластилиновом фоне, это требует дополнительного оформления).
То есть ребята и рисуют, и занимаются лепкой, и вышивают. Нужны нам шторки для съемки кадра — покупаем ткань и создаем шторки. Постигаем разные виды творчества.
Юные мультипликаторы учатся работать дружно, в команде, грамотно распределять время и разделять между собой обязанности. В студии дети раскрываются как личности. Один мальчик занимался нехотя, а потом, на общем «мозговом штурме» предложил такую прекрасную идею для мультфильма, что сразу стало понятно: у ребенка задатки режиссера.
В студии мы даем базовые, общие навыки, знакомим с азами. Ученики понимают, что мультипликация — колоссальный труд: на съемку минутного мультфильма у нас уходит по 2-2,5 часа (без монтажа). Студия —возможность попробовать профессию, чтобы точно знать дальше, хочешь ли ты связывать с этим делом всю жизнь.

— Какие истории для мультфильмов дети предлагают? Есть ли какие-то наиболее распространенные?
— Нет, идеи всегда разные. Одна ученица предложила вот такой занятный сюжет: Мышиный король отправляет экспедицию на Луну, чтобы доказать, что Луна сделана из сыра. Интересно, согласитесь? Может, где-то в литературе такая история и встречается, но у девочки развивается образное мышление, ей запоминаются такие нестандартные ходы. Это как раз то главное, чему учит мультипликация: смотреть на мир творчески.

— А что самое важное для мультипликатора? Детское видение реальности, легкость, чистота сердца?
— Недавно я слушала лекцию Юрия Норштейна, художника-мультипликатора, создателя мультфильма «Ёжик в тумане». Он говорил, что определяющее качество мультипликатора — любознательность. Нужно наблюдать, как ветер гонит листья, как трепещет лужа на ветру, как приходит осень, даже по цветам: нужно заметить, как зеленый потихонечку становится желтым. Наступление осени — процесс, который не поймать в спешке. Важно отмечать детали.

— Какие планы на будущее у «Мультимира»?
—В следующем году, возможно, наберем взрослую группу, если появятся желающие. Самая большая мечта — провести анимационной праздник вместе с друзьями-мультипликаторами из карабановской студии «Умка». Организовать открытые занятия, показать лучшие работы и привлечь внимание к мультипликаторскому ремеслу.

Анна Белокопытова,
фото автора.

Мультфильм «Футбол»

Оцените материал

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top