Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Советский Союз в отдельно взятом музее

Советский Союз в отдельно взятом музее

16 февраля в литературно-художественном музее Марины и Анастасии Цветаевых в рамках XIII Коршунковского сезона камерной музыки состоялся вернисаж елабужского художника Зиннура Миннахметова.

Дорога художника и его работ в наш город была долгой. В 1993 году цветаевский музей по приглашению Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан представлял в Казани выставку «Александровское лето Марины Цветаевой». Параллельно в татарской столице проходила ежегодная республиканская выставка лучших художников Татарстана. Среди представленной массы добротных и качественных работ картины Зиннура Миннахметова, по словам директора цветаевского музея Льва Кивовича Готгельфа, выделялись «невероятной экспрессией и энергетикой». Две картины немедленно были приобретены для александровского музея (тогда еще существовала такая финансовая возможность), и появилось желание показать работы этого художника в нашем городе. Тем более, что сам художник — из «цветаевского» города Елабуги.

Эти две работы, написанные во времена того сложного для нашей страны периода, встретились в выставочном зале с картинами, привезенными Зиннуром Миннахметовичем на поезде под видом ручной клади. Те, что не поместились на стены, расположились на столе, где их мог по разглядывать любой желающий. Самым любопытным зрителем оказался струнинский художник Александр Макарович Колосков, въедливо листавший настольные работы коллеги.

А.М. Колосков и З.М.Миннахметов
А.М. Колосков и З.М.Миннахметов

Крайне скромный Зиннур Миннахметович работы, представленные на выставке, не считает вершиной искусства, а мыслит их отражением своего состояния печали и грусти от того, что происходило в стране в начале 1990-х годов. Ведь духовная независимость художников не ограждает их от повседневной действительности окружающего мира. Некоторым его творения, тяготеющие к темному колориту, могут показаться мрачноватыми и катарсическими (особенно фаталистическая серия с цветаевским музеем в Елабуге). Но в них легко читается экспансивный предел и темперамент самого художника, который сравнивает свой труд с напружиненной работой шахтеров. Такая работа в «артистическом забое» требует отдушины, и тогда, вслед за эмоционально напряженными, появляются картины светлые и умиротворенные? Одну из таких картин александровскому музею подарил заместитель генерального директора Елабужского музея-заповедника (насчитывающего 490 сооружений) Александр Вячеславович Печенкин. Поприветствовав собравшихся от имени всех елабужан, он не забыл отметить, что в 2005 году, во время празднования 1000-летия Казани, заместитель премьер-министра выбрала 12 работ Зиннура Миннахметова и преподнесла их супругам глав государств, прибывших на торжества. Добрые слова прозвучали также из уст председателя по культуре и молодежной политике Людмилы Сувориной, порадовавшейся за сотрудников цветаевского музея, которые «всегда находят что-то новое, интересное не только для них как специалистов, но и для всех горожан».

На этот раз интересным стало не только знакомство с работами самобытного художника, но и последовавший за ним концерт. Зал камерной музыки, где проходил вернисаж, подразумевает музыкальное заполнение художественного пространства. Что и было сделано с помощью двух очаровательных сестер Диляры Дияновой и Адели Хакимовой, в исполнении которых прозвучали татарские народные и авторские песни в современной обработке. Шлифовку некоторых из них сделала Гузель Измайлова с помощью рояля прославленной фирмы «Bechstein». Пленительная молодость, непосредственная артистичность сестер и ювелирное владение вокалом Диляры Дияновой вызывали благодушный и устойчивый восторг у слушателей. Присутствующие представители татарской диаспоры охотно подпевали исполнителям. Остальные получали начальные азы татарского языка посредством песен: выяснилось, например, что, так как татарский язык не подразумевает понятия «род», одну и ту же песню о любви можно посвятить как мужчине, так и женщине. Апогеем концерта стала песня «Пряный вечер» из репертуара Ирины Богушевской, одной из самых удивительных исполнительниц нашей эстрады.

Закончился вечер, воссоздавший в отдельно взятом музее ностальгическую атмосферу дружбы народов времен Советского Союза. Которая, по замечанию Льва Кивовича Готгельфа, пусть и была иногда фальшивой, но чаще все же искренной. Как раз рухнувшую цепочку обмена культурными ценностями, существовавшую в избывшей себя стране, в меру своих сил старается компенсировать александровский музей Марины и Анастасии Цветаевых, Музыкальные вечера, на которых выступали представители бывших союзных республик, проходили в нем не раз. Посмотрим, какая нация в следующий раз станет ненадолго титульной в один из этно-вечеров.

Эдуард Егоров,
фото автора.

Оцените материал

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top