Где была напечатана слободская Псалтырь?

Где была напечатана слободская Псалтырь?

19 Апр 2017 • Рубрика: НеизбывноеМетка:
Просмотров: 652

Отмечаемый 19 апреля День российской полиграфии — хороший повод вспомнить о том, что Александров является тем местом, где во времена Ивана Грозного появилась первая в нашей стране провинциальная печатня, в которой были созданы два замечательных памятника русского книгопечатного искусства: Псалтырь 1577 и Часовник 1577-1580 гг. издания.

В отечественной историографии дискуссия о существовании печатного двора в Александровской слободе развернулась в первой половине XIX в., когда в 1813 году известным русским библиографом Василием Степановичем Сопиковым Псалтырь 1577 г. была введена в научный оборот. В послесловии Псалтыри упомянуты царь Иван IV и царевичи Иван и Фёдор Иоанновичи, а далее следует сообщение об открытии типографии в «новом граде слободе в лето семь тысяч восемьдесят четвертое, июня 20». Здесь же указывалось, что издание осуществлено трудом и тщанием мастера Андроника Тимофеева сына Невежи. Тогда же В.С. Сопиковым впервые была приведена цитата из записок о путешествии в Москву в 1581 г. папского легата Антонио Поссивино, который прямо указывал на Александрову слободу как место расположения типографии при Иване Грозном. В 1825 году П.И. Кеппен, связав информацию Поссевино с указаниями выходных данных Псалтыри, впервые высказал мнение о том, что «новый град слобода» и есть Александрова слобода.

Советская историография поддержала и развила точку зрения тех дореволюционных историков, которые считали местом издания Псалтыри 1577 г. Александровскую слободу. Точку в многолетних спорах поставил академик М.Н. Тихомиров. В ходе анализа памятника XVI в. «Повести о свершении большия церкви Никитского монастыря» в Переславле-Залесском он обнаружил наименование Александровской слободы «новой Александровой слободой», что ученый счел основанием для следующего вывода: «Этим указанием как будто разрешается спорный вопрос, вызвавший различные высказывания по поводу того, что надо понимать под „новым градом слободою“, где Андроник Невежа печатал Псалтырь 1577 г.». Позднее ученый обнаружил наименование Александровской слободы «новой слободой» в документах 1534 года. Таким образом, отождествление «нового града слободы», с Александровской слободой стало общепринятой точкой зрения.

Долгое время Псалтырь 1577 г. была единственным изданием, местом создания которого считалась типография в Александровской слободе. Однако в 1967 г. Т. Н. Каменева ввела в научный оборот Часовник, предположительно, 1577-1580 гг. издания. В настоящее время единственный известный экземпляр хранится в Российской государственной библиотеке. Он был привезен из экспедиции на север учащимися одной из московских школ весной 1965 г. и приобретен библиотекой. Экземпляр, к сожалению, неполный и дефектный. Известно, что в древней Руси Часовник наряду с Псалтырью не только постоянно употреблялся как богослужебная книга, но и служил пособием по обучению детей грамоте. Поэтому такие книги зачитывались «до дыр» и погибали. Конечно, у каждой книги своя судьба, но в данном случае именно этим исследовательница объяснила дефектное состояние экземпляра. Так как никаких выходных данных в издании не сохранилось, Т.Н. Каменевой был проведен анализ шрифта, заставок, бумаги. Тождество их с Псалтырью 1577 г. позволило автору отнести Часовник к слободским изданиям Андроника Невежи. Кроме того, проведенные исследования дали возможность высказать предположение о том, что между Псалтырью и Часовником существовали и другие слободские издания, пока еще не обнаруженные. Отсутствие источниковедческой базы, а также значительная перестройка всего комплекса Государева двора в Александровской слободе в XVII-XVIII вв. делают практически невозможным установление точного местоположения типографии. Вероятно, всеми работами по организации типографии и выпуску книг руководил Андроник Тимофеев Невежа. К сожалению, никаких документов, проливающих свет на биографию Андроника Тимофеева Невежи, нет. Пытаясь хоть каким-то образом пролить свет на этот вопрос, исследователи опять вынуждены обращаться лишь к исследованию выпущенных им изданий. После отъезда Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца из Москвы работу по книгоизданию продолжили Никифор Тарасиев и Невежа Тимофеев, выпустив Псалтырь 1568 г. Имя Никифора Тарасиева больше нигде не встречается, а вот второго мастера историография XIX в. стала отождествлять с печатником Андроником Тимофеевым Невежей.

В связи с гибелью архива Печатного двора XVI-нач. XVII вв. в годы польско-шведской интервенции на сегодняшний день единственным прямым источником, находящимся в распоряжении ученых, являются сами издания. Источник — важный, многоплановый, но явно недостаточный.

Остается надеяться на чудо обнаружения иных источников, помимо книг, способных пролить свет на столь важный вопрос, как становление русской печатной книжности, неотъемлемой частью которой является история работы типографии в Александровской слободе и деятельность ее печатного мастера Андроника Тимофеева Невежи.

Анастасия Листопад,
Фото Эдуарда Егорова.

Отрицательный голосПоложительный голос (+2 рейтинг, 2 голосов)
Загрузка...




Обсуждение
Отзыв Аноним 20 апреля 2017

Что то не чувствуется желания в поисках месторасположения, ведь столько было всяких изысканий в том числе и биохимических, один Кольцов чего стоит. Как то всё не заинтересовано, один трёп.

  Add rating2 Subtract rating0

Ваш отзыв

Я не робот.