Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Дух Ивана Грозного мешал проведению съемок?

Дух Ивана Грозного мешал проведению съемок?

Завсегдатаи музея-заповедника «Александровская Слобода» не могли не обратить внимание на новый экспонат стационарной выставки «Образ Ивана Грозного в живописи» — картину, где грозный царь допрашивает стоящего на коленях горделивого мужчину.

Эта работа, недавно приобретенная музеем и сразу же оказавшаяся в экспозиции, создана художником Олегом Николаевичем Вишняковым. На картине царь изображен грозным судьей, допрашивающим опального боярина. Царь сидит у стола, по другую сторону летописец записывает происходящее. Перед царем стоит на коленях опальный боярин со связанными руками, справа от него — стрелец с бердышом. Узник, очевидно, принадлежит к ближайшему окружению царя, раз дознание ведется во дворце и при личном участии самодержца. Поставленный на колени боярин, тем не менее, гордо смотрит в глаза царю, отрицая несправедливые обвинения в измене.

Писалась картина три года и была закончена в 1994 году. В это время друг художника режиссер Борис Бланк приступил к съемкам фильма об Иване Грозном. И толчком к написанию картины послужило посещение художником съемок. Ему, как художнику исторической живописи, журналисту и фотографу, было небезынтересно окунуться в атмосферу XVI века — эпохи правления первого царя. Съемки проходили в Москве на Крутицком подворье и в Английском дворике на Варварке. Интерьеры декораций, костюмы артистов помогли в создании образа будущей картины, а одним из прототипов образа царя послужила скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный».

На съемках были и мистические ситуации. В первый же день съемок О. Н. Вишняков сделал много фотографий. Но когда он стал их дома проявлять, у него, фотографа с многолетним опытом работы, впервые оказались все пленки засвеченными. Когда он на следующий день рассказал об этом операторам на съемках, то оказалось, что и у них вся пленка была засвечена. Только спустя несколько дней съемки фильма были продолжены.

Ирина Короткова, сотрудник музея-заповедника «Александровская Слобода».



Комментарии на “Дух Ивана Грозного мешал проведению съемок?

  1. Что означает Иоанн Грозный для внешних сил? Жуткий феномен русской альтернативы, северо-восточной альтернативы Западу, соизмеримой с ним расово, соизмеримой с ним культурно, наконец, религиозно соизмеримой. Грозный царь стал одним из главных источников русофобии. В нем и его Руси — Запад увидел реинкарнацию проклятой Византии. Ярче всех это ошеломляющее чувство появления нового гиганта в Европе описал Карл Маркс: «Изумленная Европа, в начале правления Ивана едва знавшая о существовании Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи, и сам султан Баязид, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь московита» (Маркс К. Разоблачение дипломатической истории XVIII века. — Вопросы истории, 1989, №4. — С. 3). Это Маркс пишет про эпоху Иоанна III , :-) деда «игумена всея Руси», которого тоже называли и Великим, и Грозным. :-( Иоанна III многие интеллигенты вслед за классиками либеральной историографии противопоставляют (на мой взгляд, неоправданно) его опричному внуку.

      Add rating1 Subtract rating0

  2. Почему -то никто из местных знатоков истории почти ничего не говорит о Великом государе Иване — Третьем, как о строителе Ал.Кремля! А ему даже бюста не поставили у ворот музея… :-( Иван — Четвёртый продолжатель дедовых дел, наследник. И 500-летний юбилей скорее относится ко времени жизни Великого Ивана — Третьего «Грозного». ИМХО,

      Add rating0 Subtract rating0

    1. Да нет все-таки Александровский Кремль получил известность во времена Ивана — Четвертого, как бы этого не всем хотелось)))

        Add rating0 Subtract rating0

    2. Строителем, а точнее, заказчиком строительства Александровского кремля был Василий III, отец Ивана IV. А бюст у входных ворот (хоть Василия, хоть Ивана) неуместен (хоть и не помешал бы) по одной простой причине — музей соседствует с монастырем, а монастырь, скорее всего, воспротивится такому памятнику. А этим двум учреждениям (светскому и духовному) нужно уживаться и жить дружно.

        Add rating0 Subtract rating0

      1. Это конечно моё мнение личное, естественно оно спорное — по мне так и Ивану-3 и Ивану-4 можно было бы поставить небольшие бюсты при входе со стороны музея, там где стоят стенды с описанием возникновения Александровского Кремля…, а хочется спросить у служителей монастыря, а памятник Александру Невскому , за который они так ратуют, их бы устроил?….

          Add rating2 Subtract rating0

        1. А чего же нет — Александр Невский же святой. Но место для памятника ему определено рядом с Христорождественским собором и рядом с памятником Александровской республике (события 1905-го года).

            Add rating0 Subtract rating0

          1. Но Александр Невский и его причастность к возникновению поселения на этой земле, факт спорный, так почему же его памятник так необходим городу?…а то что он святой ничего не значит — не он один , возвеличенных в сан святых православной церковью не мало — это не повод на Александровской земле именно ему памятник устанавливать

              Add rating0 Subtract rating0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top