Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Город Александров может потерять два брендовых фестиваля

Город Александров может потерять два брендовых фестиваля

С 20 по 26 июня в Александрове прошел тридцать пятый по счету Цветаевский фестиваль поэзии. Чем был примечателен юбилейный фестиваль и почему он может стать последним — об этом газете «Уездный город А» рассказал директор Литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых Лев Кивович Готгельф.

— Каждый год для почитателей поэзии цветаевский музей готовит что-то новенькое. Чем в этом году вы удивляли гостей фестиваля?
— Кажется, впервые в истории фестиваля появилась фольклорная составляющая. У Марины Цветаевой есть целый цикл так называемых русских поэм: «Царь-девица», «Молодец», «Переулочки» и другие. Они написаны с использованием элементов фольклора. В этом году мы проводили фестиваль в таком несколько фольклорном плане. Даже начали мы его неожиданным концертом вокальных произведений, написанных Георгием Свиридовым — одним из великих русских композиторов ХХ века, у которого творчество целиком основано на использовании народной музыки. Концерт нам предоставила преподаватель гнесинской академии Светлана Маторина, жена великого баса Владимира Маторина. Она привезла своих вокалистов, с которыми подготовила концерт вокальных произведений Свиридова. Это очень рифмуется с тем, что делала Цветаева.
Впервые на фестиваль была приглашена фольклорная группа. «Репей» —группа, популярность которой сейчас растет в геометрической прогрессии. Марина Крючкова и участники группы возродили старинную русскую технику игры на травяных дудках. Это очень красиво и странно. В Интернете сейчас гуляет шутка поэта Андрея Коровина, что они эти дудки делают из борщевика. Но участники ан-
самбля за хорошими «правильными» дудками ездят в Карелию. Для нас важно то, что они сумели стихи Цветаевой превратить в народные песни. На мой взгляд, получилось очень органично. И реакция публики была очень хорошая. Эта программа возникла как проект «Домовой. Новоселье» для грантовой программы благотворительного фонда В.Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». Она была придумана Татьяной Новоселовой и впервые была показана в московском доме-музее Марины Цветаевой. Я стараюсь приглашать на фестиваль те программы, на которых я сам присутствовал и «проверял качество». Здесь все это было совершенно спонтанно: после многочисленных звонков друзей и «цветаевцев», которые увидели программу в Москве и настоятельно рекомендовали включить ее в программу фестиваля в Александрове. И мы, по-моему, не ошиблись.
Еще один элемент фольклора был связан с мировым брендом — Московским ансамблем современной музыки, который получить на концерт не так просто (кларнетист — заслуженный артист Росиии, пианист — заведующий кафедрой Московской консерватории, скрипач — руководитель Московского струнного трио). Мы с ними договорились, и они сделали программу из произведений, основанных на фольклоре двух композиторов ХХ века: Игоря Стравинского («История солдата», основанная на одной из заветных сказок Афанасьева) и Беллы Бартока в русле венгерского фольклора.

— Владимир Маторин был частым участником «Александровских сезонов Большого театра» — уникального действа, происходившего в рамках Цветаевского фестиваля и являющегося единственным фестивалем, который Большой театр с 1986 года проводил вне своих стен. Куда подевались «Александровские сезоны»?
— Фестиваль сошел на нет по двум причинам. Главная причина — к ним потеряло интерес предыдущее руководство города. Вторая причина — позиция предыдущего руководства Большого театра. Они с удовольствием указывали в своих бумажках, что такой фестиваль проходит, но никакой помощи ни в организации, ни в подборе участников, ни материально не оказывали. Это было довольно странное руководство, его не так давно сменили. Сейчас руководитель театра — весьма позитивный человек.

— Вы говорили, что Цветаевский фестиваль может прекратить свое существование.
— На те деньги, что были в прошлые годы, провести фестиваль фактически невозможно. Я не буду называть сумму, потому что мне стыдно ее называть. Но как на такую сумму можно провести старейший в России поэтический фестиваль с приглашением театров, выдающихся музыкантов и поэтов? А в этом году бюджет фестиваля был уменьшен в четыре раза. Конечно, можно и за рубль устроить что-то вроде Красного уголка имени карла Маркса и Фридриха Энельса, но провести фестиваль, достойный Цветаевой, нашего города и жителей нашего города за эти деньги было невозможно. Но мы сделали невозможное. В следующем году вряд ли получится это сделать.
Раньше фестивали проводились с участием огромного оргкомитета не один раз. Программа получалась интересная, отбиралось для фестиваля самое лучшее, что появилось за год в культуре, связанное с Цветаевыми. Последние годы мы не мучили этим руководство города, а предлагали программы, нами составленные. Руководство соглашалось с нами, и программы финансировались. В следующем году придется, наверное, возродить оргкомитеты, и пусть оргкомитет на те деньги, которые выделяются на фестиваль, его проведет. Я думаю, что ничего не получится.
А перед этим у нас был Международный фестиваль камерной музыки — это тоже бренд, потому как на нем были музыканты из разных стран и верхнего эшелона исполнителей. Как можно провести недельный фестиваль за 10 тысяч рублей? Пусть меня кто-то научит. Музыкантам нужно оплатить проезд, накормить обедом, напоить чаем и заплатить хоть какой-то гонорар. Ведь музыкант этим зарабатывает на жизнь.
Чтобы сохранить эти два бренда города, нужно будет вновь собранному оргкомитету суметь на те деньги, которые будут выделяться на его проведение, достойно его провести. Сумеют — хорошо. Не сумеют — еще несколько десятков тысяч потенциальных туристов не будут знать об Александрове.
Во всем мире подобные фестивали камерной музыки приносят городам огромные деньги. Потому что в Европе есть целая прослойка людей, как правило третьего возраста, которые живут, переезжая с фестиваля на фестиваль. А если учесть, что в этом городе жил такой одиозный царь, как Иван Грозный очень богатой событиями жизнью… Но для того, чтобы эти деньги получить, нужно не только организовать сам фестиваль, но и организовать туристическую сферу этого фестиваля. У нас сейчас есть все, чтобы турист мог пожить здесь неделю: достойные гостиницы, концертные залы. У нас город превращается в достойный город благодаря усилиям нынешнего руководства. Уже на ряде улиц не стыдно человека прогулять. У нас все для этого есть, кроме одного — у нас нету очень опытного, очень работоспособного и, как сейчас говорят, креативного человека в руководстве города, который бы занимался бы только одним — привлечением туристов в наш город, как это произошло в Мышкине. И теперь туристы, проскакивая Владимирскую область, более шести часов едут в Мышкин для того, чтобы там провести три часа. И возвращаются оттуда впечатленные предельно. Потому что в городе к организации туризма отнеслись со всей достойной серьезностью.

С вопросами обращался Эдуард Егоров,
фото автора.

Оцените материал

Комментарии на “Город Александров может потерять два брендовых фестиваля

  1. Вот пусть Истомина и организовывает эти фестивали и сохраняет их бренд, привлекает городских бизнесменов на их спонсирование, а иначе зачем она нужна в администрации, мозоль на своей заднице насиживать?)))

      Add rating5 Subtract rating0

  2. Сколько эта дама уже поменяла должностей? Много! А пользы от нее никакой для города!

      Add rating4 Subtract rating0

  3. Да этот Першин весь отстой на Красной молодежи собирает — ни один отдел там не работает должным образом.

      Add rating3 Subtract rating0

  4. Где это «Народный фронт» в лице Готгельфа нашел благоустройство александровских улиц, по которым провести туристов не стыдно, да, закатывают деньги каждый год в асфальт проезжей части ул.Ленина и только, а нормальных тротуаров для пешеходов в городе как не было, так и нет, вообще-то когда наконец соизволят эти местные чинуши мостить пешеходные дороги.

      Add rating2 Subtract rating0

  5. Алена, как раз до Цветаевского музея на улице Военной от ДК «Юбилейный» сделали тротуар. Причем с двух сторон.

      Add rating1 Subtract rating1

  6. Вот с этой радости и показалось Готгельфу, что всё тип-топ в городе и давай расхваливать чиновников)))

      Add rating1 Subtract rating0

  7. Если бы не энтузиазм и давние связи Л.Готгельфа с Большим Театром и др., известными в мире искусства столичными кругами, то в городском музее, уровня Цветаевского, вообще ничего подобного не происходило бы.

      Add rating4 Subtract rating0

  8. Ни Истомина, ни Толстов (Какузина), ни Першин ничего для горожан и туристов организовывать не собираются, тем более без внешних денежных вливаний))). А вот почему Чернобай с его ОНФ не помогают выбить деньги для проведения действительно нужных Александрову мероприятий — это не праздный (алёнин) вопрос.

      Add rating3 Subtract rating0

  9. Эдуард, тротуар там сделан для нуворишей из новых домов и коттеджей.Сравните состояние подхода к домику с другой стороны, а заодно — скверика. На его обиход тоже никто не потратился.

      Add rating2 Subtract rating0

  10. Ну вот Чернобай уже и к ОНФ прилепился, опять ему понадобилась поддержка для себя любимого, если он и будет выбивать деньги, то только для своих целей, но никак для нужных городу мероприятий)))

      Add rating5 Subtract rating0

  11. Таки — да…. За это ещё и грамот с премиями себе поднавыписывают (за развал известного в литературном мире музея).
    Поговаривают, что «детище Готгельфа» собираются Первушинскому худ.музею всучить ради очередной «оптимизации»……
    Вот нашли же деньги для оплаты «работы г.Истоминой», зато в реально работающих учреждениях культуры — одни сокращения!!!
    Пора Горохова привлечь — Путину челом бить!!!

      Add rating4 Subtract rating0

  12. Подход с другой стороны — это подъем по улице Военной? Першин сказал, что администрация постарается в следующем году его сделать. Зато теперь экскурсионный автобус может хотя бы со стороны ДК к музейному домику подъехать. А скверик — это детище Готгельфа, он его на один из грантов огородил. Думаю, что музей сам и должен за ним присматривать. Но, конечно, поддержка администрации в этом деле не будет лишней.

      Add rating3 Subtract rating0

  13. Это правда — городу даром досталась сия облагороженная на музейный гранд площадка. Кстати, если бы не огородили, уже бы домину возвели, перекрыв и домик-музей. Там даже на ночь замок не вешают, что даёт возможность соседним домам использовать её в качестве зоны своего отдыха. Вот только субботники музейщики проводят,….

      Add rating2 Subtract rating0

  14. Поддержка должна идти не от местной администрации, а от областной. М.Цветаева что областной администрации не нужна? Что за чушь? Какое детище? Это детище всей России. Почему Л.Готгельф должен постоянно выступать в качестве попрошайки?

      Add rating3 Subtract rating1

  15. Так вот пусть местные чинуши и начнут не только грамоты друг-дружке вручать, а наконец-то работать на благо культуры!!! Ато привыкли на энтузиастах выезжать, блин.

      Add rating6 Subtract rating0

  16. Кстати, тротуар до музея и вправду не дотянули. Ноги б переломать тем проектировщикам и Першину, а их бабам — каблуки.

      Add rating3 Subtract rating0

  17. Домик на месте Цветаевского скверика не возвели бы — там труба газовая идет поперек него. Хотя в наше время чего не бывает.

      Add rating1 Subtract rating1

  18. Да неужели Вы верите в запреты при огромных барышах? Рядом вон построили ведь высотку, а там разрешено только малоэтажное строительство. Или у стадиона «Рекорд» на месте двух частных домиков с огородами — три высотки с тридцатью парковками и дет площадками Кузнецов уместил))). То ли ещё будет…

      Add rating2 Subtract rating0

  19. У местной «элиты» видимо мозгов не хватает, чтобы понять кто есть М.Цветаева для России? Им в руки такой «бренд» свалился на голову, а они все никак не могут довести домик М.Цветаевой до ума. Мозги себе пускай купят, если мозгов нет у этой «элиты»! Очевидно считают себя образованными людьми, а сами…

      Add rating2 Subtract rating0

  20. Действительно, такие бабки на свалившемся «бренде» можно делать! Правильно я говорю, Аноним?

      Add rating1 Subtract rating0

  21. Не, ребята, культура во все времена держалась и развивалась на энтузиастах. Лучшее, что могут сделать чиновники, — не мешать и помогать в меру своего админресурса. Не дай Бог будут лезть в культуру со своими понятиями о том что хорошо, что плохо. Получится как у того персонажа с портфелем в «Карнавальной ночи».

      Add rating0 Subtract rating2

  22. Не путай кислое с пресным, местный бюджет должен помогать развитию культуры, при Лужкове в Москве все перспективные театры получали бюджетную поддержку, тем паче и музеи.

      Add rating1 Subtract rating0

  23. Наш бюджет тоже помогает перспективному театру александровской драмы под руководством Алексея Чернобая. Кстати, никто ничего не слышал о его новых постановках? Например ко Дню города Александрова?

      Add rating1 Subtract rating0

  24. Этот театр не перспективный , а висит тяжким грузом на бюджете, таким театрам не помогать надо , а разгонять)))

      Add rating1 Subtract rating1

  25. Вы посмотрите, кто в нашем районе «рулит» распределением мат. средств на культуру, и все вопросы отпадут…
    Ни одного Саввы Ямшикова там не потерпят!!!

      Add rating0 Subtract rating0

  26. …, вы лучше посмотрите кто вообще «культурой» рулит у нас, а не только распределением мат.средств. То в самый верх культуры нашей впихнут из прокуратуры, то теперь в Южный, говорят, девочка из спорта пришла. (не будем вспоминать недавно получившую букетик дамочку, вечно ошивающуюся возле культуры)

      Add rating2 Subtract rating0

  27. Вот говорят: мол, нехорошо считать деньги в чужом кармане. А как быть, если деньги наши, но они в кармане чиновника?

      Add rating0 Subtract rating0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector