Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Миг жизни уездного города А

Миг жизни уездного города А

В музее-заповеднике «Александровская слобода» открылась выставка «Миг жизни городской» тематически созвучная названию нашей газеты. Ее основу составили дореволюционные открытки с видами города Александрова и городов Владимирской губернии из музейных фондов и открытки серии «Типы России» из коллекции Президента союза филокартистов России Арсена Мелитоняна и его супруги Кэри Рэди.

Любезный друг музея Арсен Мелитонян в прошлом году передал в дар свою филокартическую коллекцию «Образы и сюжеты эпохи правления Ивана Грозного в изобразительном и театральном искусстве». Музейщики не остались в долгу: выпустили набор репринтных открыток из этого собрания и разместили электронный каталог коллекции в свободном доступе на стационарной выставке. Оказанный прием и перспективная работа с подарком дарителю пришлась по душе, и новым шагом в сотрудничестве стала очередная совместная выставка, которую трудно назвать сугубо филокартистской. Заведующая научно-экспозиционным отделом Анастасия Листопад отметила, что открытка — это очень своеобразный предмет, сложный и для экспонирования, и для восприятия из-за своего размера. Поэтому задача музейщиков была такая: представить коллекцию так, чтобы людям открылась вся полнота, вся информативность, которую несет в себе открытое письмо. Поэтому к планшетам с оригинальными открытками были присовокуплены гигантские баннеры с фрагментами увеличенных с них изображений, подготовлен видеоролик с кадрами старинной кинохроники, а витрины наполнены предметами, иллюстрирующими деятельность того или иного жителя типичного уездного города российской империи, коим являлся Александров.

«Типы России» — это условное название серии полиграфической фирмы Шерер, Набгольц И Ко., существовавшей с 1899 по 1903 годы. Известны 188 открыток с «типами», выпущенных фирмой. Из них 160 представлены на выставке. Акцент — на самых распространенных в городе. Например, торговцы-коробейники, прозванные так из-за своих коробов с разным товаром за спиной. Их основным предметом торговли были замки, которые изготавливали наши славные кузнецы. Или почтальоны, которые до революции были исключительно мужчинами, были государственными служащими и поэтому носили форменную одежду. Во второй половине XIX века для упрощения системы почтовой оплаты стала быстро меняться система почтовых отправлений: появились первые штемпельные конверты, почтовые марки, первые открытые письма (для нас более привычно — открытки), почтовые ящики. Все эти предметы, которые позволили сделать почту более доступной, можно увидеть в витрине.

А еще в одной из витрин воссоздан интерьер трактира, коих в городе было предостаточно. А главным действующим лицом этого заведения был персонаж, известный из классической литературы, — половой. Человек, который умеет хорошо лебезить и вовремя прогнуться. Должен был знать не только клиентов, но и их гастрономические пристрастия. Объяснялось это просто — половые не получали заработной платы, а жили за счет вознаграждений — чаевых. От расторопности полового зависела сумма заработка. Несмотря на незавидность их положения, некоторым из них со временем удавалось выбиться в люди, как, например, Ефиму Иванову, который из рядовых подносчиков дорос до хозяина собственного заведения и построил самое большое здание в дореволюционном Александрове.

Арсен Мелитонян оценил профессиональную подачу материала: «Для нас большая честь, что коллекция наших открыток, связанных с временами Ивана Грозного, уже находится в постоянной экспозиции. А сегодняшняя выставка представляет город, представляет типажи горожан конца XIX — начала ХХ века. Создать саму по себе атмосферу города открытка не может. То, что сделали ваши экспозиционеры, это прекрасно. От выставки есть ощущение вхождения в город, ощущение вхождения в среду, ощущение того, что, заходя, окунаешься в атмосферу города конца XIX — начала ХХ века. Когда рассматриваешь открытки, безусловно, впечатление причастности к истории всегда складывается, потому что держишь в руках те печатные издания, которые кто-то держал в руках в начале ХХ века. И читая эти открытые письма (конечно, нехорошо читать чужие письма, но это так интересно), узнаешь много бытовых и исторических особенностей. Не зря академик Лихачев называл открытку визитной карточкой времени, свидетелем эпохи. Это действительно так».
В заключение презентации, по складывающейся традиции, Арсен Мелитонян сделал музею ряд подарков: несколько открыток, связанных с Иваном Грозным (как дополнение к подаренной коллекции), несколько открыток, связанных с Петром Великим (как начало новой музейной коллекции), дореволюционное издание книги с записками немца-опричника Генриха Штадена и «смирновскую» шаль сестры бабушки, которая была замужем за хозяином известной мануфактуры. И пообещал, что сотрудничество будет продолжено, поскольку он подумывает пригласить в январе своих коллег-филокартистов на выездной клуб любителей открытки в музей-заповедник «Александровская слобода».

Эдуард Егоров,
фото автора.

Оцените материал

Один комментарий на “Миг жизни уездного города А

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top