Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Андрей Коровин: «В конце чёрного тоннеля общества потребления — свет культуры…»

Андрей Коровин: «В конце чёрного тоннеля общества потребления — свет культуры…»

В воскресенье, 28 июня, закончился 34-й Цветаевский фестиваль поэзии в Александрове. А в субботу состоялся традиционный вечер поэзии в режиме «нон-стоп». Много лет участников этого необычного действа собирает и привозит известный московский поэт Андрей Коровин. Мы не могли пройти мимо такого собеседника.

— Когда начались «десанты поэтов» в Александрове? Как вас правильно именовать: куратор поэтической площадки Цветаевского фестиваля?
— Лично я впервые приехал на Александровский фестиваль в 2006 году по приглашению Льва Готгельфа, с которым меня познакомил наш общий друг, ныне, к огромному сожалению, покойный — известный киевский поэт Юрий Каплан. А сами поэтические десанты на фестиваль имеют и до этого очень долгую историю, аж с 80-х годов прошлого века. А именовать, наверно, правильно так: руководитель поэтической программы Цветаевского фестиваля поэзии в Александрове, поскольку фестиваль ваш многосоставный, в нём принимают участие не только поэты, но и артисты, певцы, ученые, детские творческие коллективы и так далее. Я отвечаю только за поэтическую составляющую.

— По какому принципу идет призыв поэтов на Цветаевский фестиваль: по принципу «он мой друг» или «он интересный современный поэт»? Или это одно и то же? Как вы находите новых авторов?
— Я стараюсь привозить в Александров новые имена, которые появились и появляются на поэтическом горизонте России. Находить их мне помогают и Волошинский конкурс, и литературный салон «Булгаковский Дом», и другие литературные проекты, в которых я участвую. На Цветаевском фестивале, начиная с 2006-го года, выступали многие известные поэты: это один из лучших поэтов русской провинции Валерий Прокошин, рано ушедший от нас, именем которого теперь названа Всероссийская поэтическая премия, и самый известный русскоязычный поэт Украины киевлянин Александр Кабанов, и представители «ташкентской поэтической школы» Санджар Янышев и Вадим Муратханов, и известные московские поэты Геннадий Калашников, Галина Климова, Сергей Надеев, Анна Гедымин, Мария Ватутина, Ольга Сульчинская, Евгений Степанов, Елена Исаева, Лёша Ефимов, Анна Павловская, Ганна Шевченко, Александр Переверзин, Екатерина Перченкова, Наталья Полякова и многие другие, а также поэты из Сербии, Финляндии и других стран.

— Цветаевский фестиваль считается старейшим поэтическим форумом в стране. Позволяет ли это говорить о такой же матерой солидности его содержимого?
— Здесь, мне кажется, были все значимые современные поэты, ну или почти все. Этому способствовала и его близость к Москве, и то, что он действительно стал основоположником поэтических фестивалей в стране. Сейчас фестивалей стало не просто много, а очень много, поэты стали часто ездить по стране. Да и бюджеты у фестивалей сейчас весьма солидные. В этом смысле Цветаевский фестиваль в Александрове в числе самых отстающих. Маленький бюджет не позволяет развернуться в полную силу и сделать фестиваль знаковым явлением не только для города, но и для Владимирской области, для Москвы. Я считаю, что стихи должны звучать с большой сцены в центре города, чтобы не только любители поэзии, но и молодежь смогла услышать современную поэзию. А сцена в Александрове ставится только для попсы, как я понимаю. И это грустно.

— Кого бы вы хотели к нам пригласить, но пока не получается?
— Очень длинным будет этот список. Юрий Кублановский, Бахыт Кенжеев, Олег Хлебников, Алексей Остудин, Вадим Месяц, АмарсанаУлзытуев — их и многих других замечательных поэтов из разных городов и стран я очень хочу пригласить на наш фестиваль.

— Расскажите о себе и о других литературных фестивалях (конкурсах), в которых вы участвуете. И о вашем Литературном салоне в Булгаковском доме.
— О себе я рассказывать не люблю, а о своих проектах рассказываю постоянно, поэтому не буду многословным. Два главных литературных проекта, которые я веду, это, во-первых, Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь», который состоит из Волошинской премии и литературного Волошинского конкурса, литературного фестиваля им. М.А.Волошина и ряда других составных частей; а во-вторых, это литературный салон «Булгаковский Дом» на Большой Садовой в Москве. Волошинской истории в этом году исполняется 13 лет, и буквально только что мы отпраздновали 10-летний юбилей литературного салона в Булгаковском. О каждом из них я могу рассказывать часами.

— Что вас вдохновляет?
— Как поэта, меня вдохновляет жизнь во всех её проявлениях, а как литературного куратора — чужой талант. Я люблю талантливых людей и радуюсь их успехам. Люблю читать чужие стихи, которые мне нравятся, со сцены, на радио. Стараюсь пропагандировать талантливых людей и их творчество в меру своих сил.

— Известно выражение Цветаевой: «Мне стихи нужны как хлеб». Нужна ли народу поэзия в условиях кризиса? Стихи или колбаса?
— Стихи важнее колбасы. Когда нет колбасы, можно выжить стихами. Хочется верить, что кризис вернет наше обезумевшее общество потребления к литературе, к культурным ценностям. Потребление — это жизнь без смысла. Оно может быть крайне приятным, но, пресытившись потреблением, человек либо оказывается перед пустотой, духовным вакуумом, либо обращается к культуре и религии. В конце чёрного тоннеля общества потребления всем нам хорошо известный свет — свет культуры.

— В прошлом году все авторы приехали на фестиваль без книг. Хотя раньше и дарили книги, и продавали. Поэты перестали их издавать или тиражи настолько маленькие, что все расходится в родном городе? Или опять виноват кризис?
— Тиражи поэтических книг сейчас и правда совсем небольшие — 100, 300 экземпляров. Они довольно быстро расходятся в Москве среди своих. Поскольку книжные магазины повсеместно отказываются брать на реализацию поэзию, издавать большие тиражи не имеет смысла.

— Что вы знаете об александровских поэтах, ушедших и ныне живущих? Что должно в городе быть, чтобы появились сильные, интересные авторы? Поэзия — одинокое дело или все-таки нужна литературная среда?
— Из александровских поэтов я знаю только тех, с кем знаком лично: Владимира Коваленко, Льва Готгельфа, Галину Кипренко, Евгения Викторова. Увы, с творчеством остальных познакомиться возможности не было. Уверен, что очень важна литературная среда! В тех городах, где она есть, поэзия развивается более активно, появляются новые яркие авторы. Не говоря о Москве и Петербурге, с которыми и так всё ясно, среди таких городов могу назвать Вологду, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Нижний Новгород. Общение с себе подобными поэту необходимо так же, как и уединение. Это не обязательно должна быть толпа поэтов. Иногда хватает одного понимающего и чувствующего тебя собеседника. Хорошо бы ещё приложить к нему небольшое количество благожелательной публики, которой можно иногда почитать новые стихи.

— Спасибо вам за этот разговор! Новых вам стихов! И до встречи на тридцать пятом Цветаевском фестивале!

Галина Ахсахалян,
фото Андрея Лыженкова.



Комментарии на “Андрей Коровин: «В конце чёрного тоннеля общества потребления — свет культуры…»

  1. «В конце чёрного тоннеля общества потребления всем нам хорошо известный свет — свет культуры.»….. И где он, тот конец? Спасибо, Галина, за надежду.

      Add rating1 Subtract rating1

  2. Кублановский, кстати, у нас был — всё тот же Цветаевский музей его приглашал. Но это не было привязано к Цветаевскому фестивалю, он просто почитал новые и старые стихи.

    Из тех, кто к нам приезжал, помню еще Германа Власова, а из тех, кто был заявлен и не приехал — Анну Русс. А мы ее ждали :-)

    Пишущие александровские авторы, особенно молодые — не забывайте, что у нас в конце июня вечер поэзии нон-стоп, приходите почитать свои стихи. Нынче, правда, это длилось 4 часа. Обычно три.

    Ну, а про культуру — мне очень нравится выражение Ницше: «Культура — яблочная кожура над раскаленным хаосом». Тоненькая, того и гляди — сгорит, лопнет, но если ее не станет, хаос вообще нечем будет сдерживать. Так что спасибо всем, кто несет в мир гармонию и свет.

      Add rating4 Subtract rating0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top