Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Добрый сказочник Леонид Владимирский

Добрый сказочник Леонид Владимирский

«Золотой ключик» и «Волшебник Изумрудного города» — любимые книжки детворы. Один из александровских магазинов носит название «Золотой ключик». В Год литературы и накануне Дня писателя мне посчастливилось побеседовать с человеком, который нарисовал героев этих сказок, а потом решил, что они обязательно должны встретиться, и написал две новых сказки: «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе». Надеюсь, вы уже догадались, что это Леонид Владимирский — художник, писатель, заслуженный деятель искусств России, почетный член Академии художеств России.

Леониду Викторовичу нынче исполняется девяносто пять лет. В это невозможно поверить, потому что в душе он так и остался девятилетним мальчишкой. Общение с ним радостное, легкое. — Пишу о вас, — сказала я по телефону. —Молодец! — тут же откликнулся он. Не забудь нас поздравить! 19 февраля у нас юбилей — 200 лет! 95 мне, 75 Светлане и 30 лет супружеской жизни. Мы поженились в день рождения Светланы. Она моя Берегиня. В подарок к нашему юбилею я написал рассказ, который так и называется — «Берегиня». Все началось с того, что мне приснился сон, будто пришел ко мне Маг белой и черной магии. «Рад вам сообщить, — говорит, — что судьба предоставит вам возможность отпраздновать ваш столетний юбилей, если рядом с вами будет Женщина». Я поежился. Маг прочитал мои мысли и добавил: «Не беспокойтесь, вам встретится такая женщина, что вы не соскучитесь». И я встретил такую женщину! Светлана, как и я, художник, только я художник-график, а она — живописец. Я рисую маленькой колонковой кисточкой акварельными красками на бумаге картинки для детских книжек. Работаю медленно и несколько раз поправляю один и тот же рисунок. Светлана работает быстро, темпераментно, и если набросок ей не нравится, она начинает другой. Пишет Светлана большими щетинными кистями, яркими масляными красками картины на больших холстах. К юбилею написала мой портрет со всеми моими любимыми героями.

— Вы посвятили Светлане Ковальской свою первую книгу. Она послужила прототипом какого-нибудь нарисованного героя?
— В этой книжке нет, а вообще да. Я рисовал ее в сказке «Морозко», в «Никите Кожемяке». Она у меня красивая. Еще я написал ей книгу стихов.

— У вас и в сказках веселые, чудесные стихи. Вы их с детства писали?
— С юности, лет с 16, и хотел быть поэтом или художником. Но папа сказал: «Сначала получи профессию, а потом будешь заниматься всяким хобби». И пошел я в строительный институт, окончил три курса, и тут началась война. Мы, комсомольцы-добровольцы, пошли в армию. Я служил в инженерных войсках. В 1945 демобилизовался, должен был оканчивать строительный институт. Но к этому времени я повзрослел и понял, что хочу рисовать. Если у тебя есть сильное желание, надо идти согласно своему желанию и быть счастливым. Я пошел учиться на 1 курс художественного факультета ВГИКа и стал художником. Нарисовал 25 книг. А в 80 лет, когда стало портиться зрение, я вспомнил, что когда-то стихи писал. Стал писать стихи, статьи, рассказы, издал книжку стихов, теперь хочу издать книжку рассказов «Записки художника». Статьи выходят в журналах «Студенческий меридиан», «Мурзилка», «Миша», «Художник» и других.

— А как вы с Волковым познакомились, который «Волшебника Изумрудного города» написал?
— Я проиллюстрировал «Приключения Буратино» в 1956 году. Мне понравилась первая моя книжка. Я пошел в библиотеку Дома детской книги и сказал: «Дайте мне что-нибудь этакое интересное». И мне дали «Волшебника» — маленькую зелененькую нецветную книжечку. Я прочитал, подумал: «О, интересно, а ну-ка, сделаю цветную книжку». Пошел искать Волкова — а он сосед! Живет в соседнем доме. То есть уже чудеса начались. Посадил я его в такси, и поехали мы во вновь организованное издательство «Советская Россия». Мы были там одними из первых, у меня договор № 14. В 1959 году вышла книжка. И потом мы более двадцати лет работали вместе.
Волков — добрый волшебник, ироничный, веселый. И сказка его добрая, этим она отличается от Фрэнка Баума. Баум — фантазёр, а у Волкова в книжке, помимо фантазии, очень много доброты. У Фрэнка Баума просто исполняются желания, а у Волкова только тогда, когда поможешь другим. Волков стал ждать, когда я нарисую картинки, а сам увеличил свою сказку раза в полтора. Книжка имела успех, дети записывались на нее в очередь. Девочка из Воткинска прислала Волкову такое письмо: «Мы с девочками переписали и перерисовали всю книжку. Она не настоящая у нас. Пришлите нам, пожалуйста, настоящую, а мы вам пришлем эту». Волков обрадовался и, конечно, отправил им настоящую. Потом дети писали письма и мне, и Волкову и просили продолжение сказки. Вышло шесть сказочных повестей Волкова и две моих.

— Есть какой-то секрет долголетия?
— Во-первых, я оптимист. Во-вторых, мне повезло, что у меня такая жена — хорошая, добрая, заботливая. Я всю жизнь занимался любимым делом. Не смог им заниматься — нашел другое любимое дело. Есть еще один важный принцип: делай всё, что ты можешь, а если что-то не в твоей власти — не расстраивайся. Доброта для меня очень важна. Детский писатель, детский художник — это добрый человек.

Галина Ахсахалян,
фото Ольги Абоймовой.
Использована работа Светланы Ковальской «Портрет Леонида Владимирского».



Комментарии на “Добрый сказочник Леонид Владимирский

  1. Леонид Викторович Владимирский умер 18 апреля 2015 года в возрасте 94 лет. Так мы и не успели еще раз встретиться, для журнальной статьи побеседовать.

      Add rating0 Subtract rating1

  2. Какой замечательно жизнерадостный был человек! Был! Какая горькая утрата, тем более, что мы славно беседовали с Леонидом Викторовичем перед Новым годом, и он обещал написать в наш «Московский журнал» еще одну статью о своей жизни. Выражаем соболезнование всем знавшим и любившим его!

      Add rating1 Subtract rating1

  3. Каждая книга, сопровождаемая его рисунками проникнута огромной любовью к читателям и это очень приятно.

      Add rating2 Subtract rating0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top