Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Кремли России

Кремли России

Когда мы размышляем о древних исторических городах — самом удивительном богатстве нашей страны, то перед глазами предстают, прежде всего, образы их величественных кремлей: Московского, Новгородского, Псковского, Ростовского…

Потому что для живущего в России кремль — понятие особое. Как самое главное, значительное и красивое место, он осознанно и неосознанно присутствует в нашей жизни, жизни каждого города и каждого человека. Всегда неразрывно связанный с важнейшими событиями в судьбе государства, он видится как носитель национальной идеи, символ русской истории и культуры, русской архитектуры и градостроительства.

Хотя наименование «кремль» сравнительно позднее (в летописях зафиксировано в XIV веке), они под другими названиями: град, детинец, кром, — существовали на Руси издавна. Возникшие как крепости, наиболее защищенные и укрепленные сооружения, кремли в дальнейшем стали центрами, вокруг которых развивались города. В них сосредотачивалась светская и духовная власть.

Так, Московский Кремль, его прекрасный и величавый ансамбль, занимает главенствующее положение в городе. Он — оплот государственности, резиденция верховной власти и одновременно национальная святыня, хранилище славы наших предков. Это понимает не только каждый россиянин, но и иностранец. Не случайно, приезжая в нашу страну, прежде всего, он идет на Красную площадь, к Кремлю.

Несмотря на то, что большинство кремлей строилось по образу и подобию Московского, каждый из них имеет свой неповторимый облик, свою историю и хранит в себе одному ему свойственную информацию прошлого.

О героических страницах российской истории напоминает Псковский кремль. Первоклассная крепость, он, как грозный страж северо-западного рубежа России, не раз преграждал путь интервентам. Мощные укрепления кремля выдержали в 1581 году беспримерную осаду многотысячного войска польского Стефана Батория, защитив не только родной город, но и всю страну.

С событиями Смутного времени связан Нижегородский кремль. У его стен обращался к согражданам Козьма Минин. Здесь хранились добровольные пожертвования граждан и формировалось народное ополчение.

Отраженный в озере Неро, как сказочный град Китеж, предстает Ростовский кремль — один из красивейших ансамблей древнерусского зодчества. Это целый город внутри внушительных стен с круглыми четырехугольными башнями — Митрополичий двор с палатами, храмами, многопролетной звонницей. Напоминая о спорах за первенство между светской и духовной властью в XVII веке, кремль поражает художественным совершенством.

Осознание ценности кремлей, как национальных, исторических и историко-культурных памятников в государственном масштабе появилось в России в XIX веке. Уже в указах царя Николая I воспрещалось «разрушать оные» (древние крепости) и предписывалось сохранять их, восстанавливать и даже возвращать их первоначальный вид. Воплощая в жизнь императорские указы, в Коломенском и Псковском кремлях реставрируют стены, в Новгородском и Можайском — соборы, в древнем Владимире — Дмитриевский собор.

Однако случалось, что некоторые ретивые чиновники готовы были разобрать обветшавшие строения кремлей на кирпич, как чуть не произошло в Ростове Великом. Только благодаря усилиям истинных граждан города, в основном, представителей купеческого сословия, в Ростовском кремле в 1883 г. создается Музей церковных древностей, и архитектурное чудо XVII века удается спасти. Так могло произойти в конце 20-х годов и в Александрове, когда решено было разобрать стены ансамбля, и только благодаря героическим усилиям В.Д.Рыбакова и Д.Н.Крайнова — ныне академиков, а в то время бывших сотрудниками Александровского музея, это сделать не удалось.

В наше время большинство кремлей находится в государственной собственности и является музеями. В Московском Кремле с 1806 года стал действовать первый в Росси Государственный историко-художественный музей — Оружейная палата. Кремли приватизации не подлежат, это историко-культурное достояние всех жителей России. И открытость кремлей, как музеев, делает их доступными для всех граждан, независимо от национальности и отношения к религии.

Кремли-музеи отнесены к особой категории — музеев-заповедников. Ведь российский кремль, как уникальное историко-культурное явление, может пониматься только в единстве с природой, от которой неотделим — с холмами, реками, рвами, землей и с тем, что на ней произрастает: липами, елями, дубами, травами…

За последние годы необычайно вырос интерес к этому уникальному российскому явлению — кремлю. Событием в культурной и научной жизни страны стал Всероссийский симпозиум, организованный Музеями Московского Кремля и Научно-исследовательским институтом теории архитектуры и градостроительства. На нем впервые была сделана попытка комплексного исследования такого сложного явления материальной и духовной жизни России, как кремли. На симпозиуме, проходившем несколько дней, выступали с сообщениями историки, архитекторы, археологи, искусствоведы, реставраторы, музейные работники. С большим интересом был выслушан доклад А.С.Петрухно и Н.И.Шириня «Проблемы изучения, сохранения и дальнейшего развития архитектурного ансамбля Александровской слободы».

Расположенный в Александровском кремле музей «Александровская Слобода» с 1994 года имеет статус федерального музея-заповедника. Его территория, архитектурный ансамбль, музейные экспозиции рассказывают о феномене знаменитой Александровской слободы, неожиданно ставшей на 17 лет (1564-1581 гг.) политической столицей России при царе Иване Грозном.

Именно в то время замечательный по красоте Александровский кремль, творение русских и итальянских мастеров начала XVI века, превратился в крепость «пространную и великолепную». В его первых монументальных сооружениях отразилась масштабность преобразований Ивана IV, завершившего объединение государства.

Нигде более, чем в Александровском кремле, не сохранилось столько памятников, связанных с деяниями первого русского царя, его ежедневной жизнью. Это и величественные храмы, и изысканные дворцовые палаты, и мощная колокольня, и обширные подземелья. Это и царский Домовый храм, с единственными в своем роде росписями, заказчиком которых был сам Иван Грозный.

Каждый человек, оказавшись в музее, может не только осмотреть эти уникальные царские постройки, но и побывать в них. Он может очутиться в грозненском пространстве и в подлинных средневековых помещениях; на экспозициях музея через исторические реликвии, предметы старины, документы осмыслить особую роль Александровской слободы в российской истории и культуре.

Из года в год растет популярность музея-заповедника. Все большее признание получает его деятельность по научному изучению и музеефикации кремлевского ансамбля Слободы. Особенный интерес вызывают археологические изыскания, проводимые музеем. По мнению ученых, каждая щепоть земли в кремлях является нашим наследием. Ежегодно при помощи московских археологов и специалистов Эрмитажа на территории Александровского кремля проходят археологические раскопки. Открываются остатки невиданных утраченных сооружений ансамбля: крепостных стен, палат, переходов-галерей. Так археологией подтверждаются предположения гениального исследователя архитектурных памятников древней Слободы В.В.Кавельмахера.

Трехцветные керамические плитки XVI века (полы «на итальянский манер») из раскопа Александровской слободы теперь демонстрируются фондохранилище Эрмитажа. А археологические находки последних лет (изразцы, плитки, резные белокаменные детали по итальянским мотивам), представленные музеем-заповедником на выставке «Российский кремль. Сказания каменных богатырей» в Нижнем Новгороде (2006 г.) буквально приковали внимание посетителей к витринам и стендам музея.

В год празднования 495-летия Александровского кремля музей-заповедник проводит большую Международную научно-практическую конференцию, посвященную памяти А.И.Комеча, выдающегося ученого и общественного деятеля. Основной темой станут проблемы изучения и сохранения кремлей России, их роль в современном обществе, огромный вклад в дело сохранения историко-культурного наследия России.

Всевозрастающий неподдельный интерес научных кругов России, средств массовой информации, музейного сообщества, многочисленных посетителей к богатейшему наследию Александровской слободы воодушевляет и позволяет надеяться, что у Российских кремлей хорошее будущее.

Алла Сергеевна Петрухно, директор музея-заповедника «Александровская Слобода», Заслуженный работник культуры РФ, Почетный гражданин г.Александрова.
Светлана Александровна Глейбман, Заслуженный работник культуры РФ.
Фото из архива музея и Эдуарда Егорова.



Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top