Вы здесь
Главная > История и культура > История > Прошу реабилитировать перед уходом в вечность

Прошу реабилитировать перед уходом в вечность

Есть в центре города Александрова невеликая улица, состоящая из десятка частных, в основном, домов. За время своего существования эта улица сменила несколько названий. До Октябрьской революции (до 1918 года) по расположенному рядом храму называлась она Рождественской. А потом улица стала называться Толстовской.

Удивительно, что после переименования улица получила название не в честь, как казалось бы, главы русской литературы Льва Толстого, а в честь российского религиозно-этическое общественного течения конца XIX — начала XX вв., возникшего под влиянием учения этого известнейшего русского писателя и философа. Отталкиваясь от христианства, как от этического учения, и ценя моральные принципы христианства, толстовцы отвергали догматы организованной церкви. Главными постулатами движения были обозначены: всепрощение, непротивление злу насилием, отказ от вражды с любым народом, любовь к ближнему, нравственное самоусовершенствование, прощение. Толстовцы не употребляли табака и алкоголя, и, как правило, были вегетарианцами. Они не ели мяса, хотя не отказывались от молока. Как пацифисты отказывались от несения воинской службы.

Толстовцы вели активную пропаганду своего движения. Под эти цели было создано издательство «Посредник», главным редактором которого был близкий друг Льва Толстого и лидер движения Владимир Чертков. Помимо прочего, издательство выпускало дешевые книжки с нравоучительными рассказами Льва Толстого, которые попадали и в Александров. Некоторые из этих изданий, к примеру, сейчас хранятся в доме Нины Петровны Выскубовой на улице Заозерная. Достались они ей от ее отца-толстовца Петра Ивановича Новикова, родившегося в 1899 году в семье крестьянина деревни Большие Пастбища Александровской волости и уезда Владимирской губернии.

Учение Льва Толстого находило отклик не только в российской провинции, где создавались земледельческие коммуны, но даже и за рубежом. Толстовские колонии возникали в Европе, Южной Африке, Англии, Японии, Индии. Среди известных толстовцев, помимо художника Николая Ге и священника-радикала Георгия Гапона, числится духовный индийский лидер Махатма Ганди. По его инициативе, в борьбе за независимость Индии толстовское «непротивление злу насилием» было применено в качестве бойкота индийцами британских товаров и учреждений. Может быть, в условиях нынешнего санкционного давления на Россию и нам последовать этому примеру?

Но у толстовцев были непростые отношения с властью (светской и духовной) как в дореволюционной России, так и в советской. В 1901 году Святейший Синод заявил, что «Толстой отторг себя сам от всякого общения с Церковию», отрекся от нее, а потому не состоит более ее членом. Четырьмя же годами ранее толстовство было объявлено вредной сектой. В стране Советов, с одной стороны при участии В.Черткова, в 1928 году запустили проект по изданию полнотомного наследия Льва Толстого, который закончился лишь через 30 лет выпуском девяностого тома. С другой стороны, в 1920-1930-х годах на территории СССР земледельческие коммуны толстовцев ликвидировались, а их участники были репрессированы. К примеру, зимой 1928 года с формулировкой «за слабое хозяйство» была ликвидирована Тайнинская сельскохозяйственная артель в Перловке.

Реабилитация толстовцев происходила постепенно. Весьма известно заявление члена толстовской сельскохозяйственной коммуны Дмитрия Егоровича Моргачёва Прокурору Союза Советских Социалистических Республик на предмет реабилитации. Арестованный в 1936 году, он отбыл в лагере десять лет: «Коммуна из друзей и последователей Льва Толстого переселилась в Сибирь на основании решения Президиума ВЦИК в 1930 г. Создали большое сельское хозяйство без „мое“, а все общее, не откладывая на будущее, как коммунистическая партия. Мы это делали теперь же, в настоящее время, за что очень дорого заплатили жизнями членов коммуны. Мало осталось друзей и последователей Л.Толстого, членов коммуны. Били нас жестоко за этот мирный человеческий идеал. Такую коммуну, единственную в Советском Союзе, надо было взять под охрану закона, как образцовое коммунистическое хозяйство. Но под охрану взяты лишь редкие звери и птицы. Я — счастливец. Еще живой, арестованный в 1936 г. и дважды осужденный. Все перенес. Арестованные в 1937-38 гг. и в 1941 г. не вернулись к своим семьям, к своим детям. Погибли в неизвестности. Все „толстовское дело“ по обвинению членов коммуны создано во время культа личности Сталина надуманно и ложно. Хотя и было написано несколько томов лжи и клеветы, на друзей и последователей Толстого. Я виновным себя не признаю, т.к. не сделал никакого преступления… Я еще живой и также разделяю взгляды на жизнь Льва Толстого. Мне 84 года от рождения. Прошло 40 лет после ареста и 30 лет после отбытия срока в лагерях. Прошу меня реабилитировать перед уходом в вечность».

В декабре 1976 года (со второй попытки) реабилитация состоялась. А через год в Александрове появилась улица Толстовская. Думается, что не потому, что александровские депутаты решили увековечить память упрямых последователей Льва Толстова. А скорее потому, что не задумались о лингвистической точности нового топонима.

Эдуард Егоров,
фото автора.

Оцените материал

Комментарии на “Прошу реабилитировать перед уходом в вечность

  1. Спасибо автору что помнит и чтит историю. Сейчас это очень актуально, я думаю.

    Письмо о реабилитации дед не успел получить. Получили родственники после его смерти.

    Внук Дмитрия Егоровича Моргачёва.

      Add rating3 Subtract rating0

  2. Толстовцы-то не употребляли табака и алкоголя, зато сейчас на Толстовской ул. цыгане заправляют, компенсируя это упущение и не смущаясь от близости властей…

      Add rating0 Subtract rating0

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top