Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Пиршество духа для меломанов

Пиршество духа для меломанов

З0 марта в Александрове в девятнадцатый раз открылся фестиваль камерной музыки имени Сергея Коршункова — первый фестиваль профессиональных музыкантов, названный в честь музыканта-любителя. Идейный вдохновитель фестиваля — директор музея Марины и Анастасии Цветаевых Лев Готгельф, художественный руководитель — народная артистка России Александра Францева.

Каждый год программа претерпевает небольшие изменения, нынче впервые не было концерта «Играют молодые» и концерта для детей. Но, как всегда, было много великолепной музыки и общения.

Главное событие — в зале под сводами появился большой концертный рояль Бехштейн (в зале камерной музыки стоит салонный Бехштейн). Настоящий двухрепетиционный, с настоящей акустической древесиной Бехштейн длиной 2,5 метра, который когда-то стоял на главной сцене училища при Московской государственной консерватории в Мерзляковском переулке (так называемое Мерзляковское училище). У директора училища Зограф-Плаксиной училась Марина Цветаева в возрасте шести лет. Есть воспоминания Анастасии Ивановны, как она ходила на концерт, где впервые выступала Марина. Этот рояль из того же училища. Вероятность, что именно на этом рояле играла Марина, велика. Концертные рояли передвигают очень редко.

Благодаря этому приобретению большая часть фестивальных концертов прошла в Зале под сводами. А в зале камерной музыки впервые к фестивалю была приурочена тематическая выставка под названием «Музыка. Изображение». Автор — член Московского Союза художников, график Вера Аткарская. Большая серия «Жизнь в музыке» и ассоциативное восприятие отдельных произведений усиливали впечатление от концертов.

Как всегда, в фестивале приняли участие ученики квартетного класса Александры Францевой. В их игре прочитывается рука мастера, ее незримое присутствие. К сожалению, запланированный концерт с участием самой Александры Евгеньевны перенесен на май.

Повесть о Сонечке

4 апреля с моноспектаклем «Повесть о Сонечке» выступила сербская актриса Зорица Йованович. Рассказывает Роман Назаров:
— Устроили все в Зале под сводами следующим образом: зал, стулья, рояль, между стульями и роялем небольшой пятачок. Принесли подиумы и поставили их друг на друга. На это возвышение поставили зеленое кресло, и получилось две сцены: сама сцена и еще подиум. И кресло тоже является местом событий. Когда Зорица читает «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой, она занимает и кресло, и подиум, и сходит с подиума, и вдруг оказывается, что она превращается то в Марину, которая разговаривает с Сонечкой, то в Сонечку, то вдруг начинает танцевать, петь… Вся эта композиция, литературно-музыкально-хореографическое представление, вызывает удивительное ощущение доверия. Я начинаю верить, что вижу Марину Цветаеву и Сонечку Голлидэй. Образ из текста, из слов материализуется. Эта материализация пространства поражает. Видишь знакомое лицо, видишь Зорицу — и вдруг она преображается. Как она работает с голосом, как поет, какие паузы она может делать и делает, чтобы мы, как по ступеням, шли за ней! Мне теперь хочется заново перечитать «Повесть о Сонечке». Спектакль совершенно магический.

Миниатюры. Музыкальное действие

6 апреля в зале Детской школы искусств выступил Московский ансамбль современной музыки. Дирижер — Оливье Кюанде (Швейцария). Вела концерт музыковед Виктория Коршунова.

Оливье Кюанде — композитор перформансного плана. Он тесно связан с нашей страной, потому что является главным приглашенным дирижером в Пермском театре оперы и балета. Жанр программы — «Музыкальное действие». В ней есть произведения, которые, на первый взгляд, к музыке не имеют отношения. Речь, какие-то движения, импровизация… На самом деле это тоже является музыкой. Многие современные композиторы согласны, что музыкой является всё. И то, что слушатели делают во время концерта, является процессом и включается в общий перформанс.

Прозвучали очень тихие музыкальные произведения, которые требуют очень пристального прослушивания. Фактически, зрители вслушивались в тишину, в себя, в свои ощущения. Очень необычный концерт. Одно произведение было исполнено на автомате Калашникова.

Вот что говорят зрители:
Наталья Васильевна Шишкина:
— Интересный концерт, необычный очень, местами очень красиво, местами очень необычно, а местами просто потрясающе. Особенно мне понравилось, как использовалось оружие — это было самое лучшее использование оружия в мире! Во время того как он играл на ружье, сладко ворковал голубь, и настолько все сочеталось интересно — звуки на улице и звуки здесь, война и мир!
Елена Казакова:
— Я наконец-то впервые увидела, как выстроенно, сознательно и глубоко музыканты работают с паузами, с тем, что существует вне звука. Эта партитура пауз и вне буквального физического звучания — она была прописана, и настолько это было удержано внутренней концентрацией, что публика, которая к этому была не готова, была втянута в это и в этом жила. Публика восприняла это идеально. То, что задал как задачу руководитель — что все звуки, в том числе те, которые исходят из зала, существуют в этом целостном музыкальном звучании — это случилось, весь зал был этим объят. Это духовное действие, потому что это работа с концентрацией, создание атмосферы. От рефлексивной действительности пора переходить к другой действительности, которую я создаю как человек мыслящий, способный себя самого направлять на будущее. На будущее, которое, например, будет без автомата. В котором другая реальность может сотвориться.

Любимец публики

8 апреля на вновь приобретенном рояле играл пианист с мировым именем Денис Бурштейн. Зал под сводами был полон. Наша публика его любит за экспрессию, за интереснейшие монологи, которые сопровождают концерт, и за верность городу — Денис играет для нас 19 лет. Он открывает нам малоизвестную музыку — были исполнены 33 вариации Бетховена на тему вальса Диабелли. Денис сам пишет музыку, у него тоже есть цикл вариаций, и мы надеемся их когда-нибудь услышать.

Суфийская музыка

Второй раз к нам приезжает народный артист Таджикистана, золотой голос Таджикистана, мультиинструменталист Давлатманд Холов с сыновьями. Ансамбль исполняет классическую таджикскую музыку на старинных инструментах: ситаре, домбре, рубобе, гиджаке, таблаке. 25 лет Давлатманд исполняет под музыку стихи выдающегося суфийского поэта XIII века Джалаладдина Руми. Руми призывал людей к чистоте помыслов, к доброте. Не все его произведения переведены на русский, но то, что известно, входит в сокровищницу мировой поэзии. Мы не понимаем языка, но понимаем, что Давлатманд хочет донести до нас. Он не один перед слушателями, вокруг него, в мире невидимом, поэты, музыканты, учителя, подвижники, веками возделывавшие пространство духа. Звуки пробуждают в человеке возвышенные чувства и любовь к Богу. Нет ничего выше любви. Об этом поет Давлатманд.

Две фестивальные недели стали настоящим пиршеством духа для меломанов. Спасибо директору цветаевского музея Льву Готгельфу за его неустанную работу по воспитанию чутких слушателей.

Галина Ахсахалян,
фото автора и Эдуарда Егорова.



Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top