Вы здесь
Главная > История и культура > История > Слободской летописец

Слободской летописец

24 мая во многих странах Европы, в том числе и в России, отмечается Праздник славянской письменности и культуры. Он посвящен созданию византийскими просветителями братьями Кириллом и Мефодием специального алфавита для славян, получившего название от имени одного из просветителей. Вот уже более тысячи лет русские люди пользуются 33 буквами кириллицы, но изначально алфавит был больше и состоял из 43 букв. Кириллическим алфавитом написаны величайшие произведения древней и средневековой Руси, которые бережно хранятся в музеях и архивах нашей страны. И музей-заповедник «Александровская Слобода» тоже не исключение. В его собрании имеются уникальные памятники русской письменности XV-XVIII веков, вызывающие огромный интерес как у посетителей музея, так и у исследователей.

История Александровской слободы неразрывно связана с развитием русской письменности. Здесь в XVI веке, во время правления Ивана Грозного, велось официальное летописание. В царском дворце была создана рукописная мастерская — скрипторий, где, по велению первого русского царя Ивана IV, писцы создали уникальную летопись, украшенную многочисленными миниатюрами, — «Лицевой летописный свод». А в 1569 году ученики первопечатника Ивана Федорова: Андроник Тимофеевич Невежа и Никифор Тарисеев перевезли из Москвы типографию. За короткое время в Александровской слободе опытными мастерами были созданы великолепные печатные памятники: «Псалтырь», получившая у исследователей название «Псалтырь Слободская», «Часовник» и первая светская печатная книга — «Мирный трактат между …царем Иваном … и шведским королем». Спустя века, в 1994 году, в День славянской письменности в музее-заповеднике «Александровская Слобода» был заложен памятный камень в знак основания здесь царем Иваном Грозным первой провинциальной типографии.

История создания рукописной книги в средние века на Руси столь же интересна, сколь и сложна. Ведь вплоть до XVIII века бумагу в Россию привозили из других стран: Италии, Франции и Голландии. Причина была в том, что сырьем для ее изготовления служило хлопковое тряпьё. В Западной Европе хлопковые ткани использовались с древнейших времен, но в России они практически не были известны. Из-за сурового климата на русских землях хлопчатник не выращивался, а традиционные льняные и шерстяные ткани для изготовления бумаги были непригодны.

Из многочисленных памятников русской письменности XV-XVIII веков, хранящихся в фондовых коллекциях музея, одной из самых интересных рукописных книг является хронограф (от греческого chronos — время и grafo — пишу, описываю). В них излагалась история стран Востока, империи Александра Македонского, а с XVI века — и Руси, где получили широкое распространение.

В их содержание включались статьи по истории, начиная от «сотворения мира», а также сведения географического и естественнонаучного характера. Такие книги возникли одновременно с первыми летописями, но оказались более долговечными. В XVII веке, когда общерусское летописание фактически прекращается, именно хронографы становятся наиболее популярным и авторитетным жанром исторического повествования.

Текст, как и всех рукописных книг того времени, написан чернилами. До наших дней сохранился рецепт изготовления этих чернил: старое железо или железный купорос, дубовая или ольховая кора, вишневый клей, квас или капустный рассол. Такие чернила обеспечивали длительную сохранность письма и не были утомительными для глаз читателей. Цвет их был золотисто-коричневым, но разной степени интенсивности. Да и процесс письма существенно отличался от современного. Сохранившиеся до наших дней миниатюры изображают писцов, сидящих на низком табурете с тетрадью на коленях. Рядом с писцами находился столик с чернильницей и прибором для письма — кисточкой, красками, может быть, линейкой. Писец одной рукой придерживал рукопись, а другой писал. Немец-опричник Г.Штаден рассказывал в своих записках, что «помощники дьяков или подьячие держали свои чернильницы с перьями и бумагой в левой руке и на коленке переписывали грамоту набело». Писали обычно гусиным или павлиньим пером. Каждый писец имел ножичек для исправления ошибок и затачивания перьев (отсюда название «перочинный нож»).

Хронограф из музейной коллекции был создан в конце XVII века, после окончания Смутного времени. Книга написана на бумаге, привезенной из Голландии (на это указывает водяной знак — «Герб Амстердама»), размером 32×19,0 см, который раньше назывался «в лист». В рукописи 684 листа. Кстати, документально известны факты, когда для написания книги в 402 листа трудилась артель из 5 писцов в течение 80 дней.

Рукописный памятник из собрания музея-заповедника, как и большинство книг того времени, имеет богатые украшения: заставки и концовки, инициалы и вязь-сплетение букв в единый сложный орнамент. Украшения выполнены красной краской — киноварью, которую на Руси готовили из серы и ртути.

Переплет выполнен из досок, обтянутых кожей, украшенной тисненным растительным орнаментом из различных декоративных веток растений и диковинных цветов. Обрез книги для красоты окрашен синей краской.

Интересен тот факт, что время сохранило до наших дней и имя владельца данной книги. По нижнему краю листов мы можем прочитать запись: «Сия книга глаголемая Гранограф Василья Борисова сына Н… в…а (буквы в фамилии стерты, неразборчиво), а подписал я, Василей своею рукою. И если сию книгу кто станет продавать, и ему бес порухи не купить…». Как видно из этой записи, а они в книгах встречаются достаточно часто, владелец хронографа предупреждает, что тому, кто украдет рукопись и станет её перепродавать, удачи больше не видеть. Но предупреждающая запись, видимо, не остановила вора, так как в фамилии владельца стерты почти все буквы. Исследователи пришли к выводу, что уничтожение имен собственных и географических названий объясняется частым похищением книг у владельцев.

В хронографе из коллекции музея подробно рассказана история важнейших событий Древней Руси: крещения, княжения князя Игоря, татаро-монгольского нашествия на Русскую землю, Куликовской битвы и многих других. Интересные сведения содержатся и о правлении первого русского царя Ивана IV. Глава, посвященная самодержцу, начинается сообщением о том, что в год начала царствования Ивана Грозного народ наблюдал больше месяца не небе комету: «Того же лета августа в 1 день явилася звезда хвостата, и была 33 дни, а ходила по полунощной стране, и по полуденной, и на западе…».

Нашли здесь отражения и события, связанные с началом царствования Ивана IV. Книга рассказывает о том, что в соседних с Россией странах стало известно о кончине князя Василия III и вокняжении малолетнего Ивана Васильевича. Этим воспользовался польский король Сигизмунд, который двинул польско-литовское войско на Стародуб, Чернигов. Московское правительство решило нанести ответный удар по Литве. Из текста памятника узнаем, что царь посылал «Литвы воевати» князя Ивана Федоровича Овчину Оболенского «со многими воеводами и людьми». Приводится также и результат этого похода: «и ходили доволны, ашли поперег литовския земли на три ста верст и много тогда поплениша литвинских людей».

Подробно рассказывается в хронографе о первом браке царя Ивана IV с Анастасией Романовной Захарьиной, которая «благородного супруга своего … на всякие добродетели наставляла». После же смерти царицы Анастасии о характере Ивана Грозного написано, что «превращается его многомудренный ум на нрав яр». Это привело, по мнению создателей книги, к опричнине и смерти «большаго царевича Ивана», который «… от отца своего ярости приятии ему болезнь и от болезни и смерть».

Помещена статья и о взятии русским войском Казани. Заканчивается же глава о первом русском царе следующими словами «В лето 7092 (1584 г.) марта в 19 день преставился государь царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси самодержец. Был на государстве 49 лет, а всего поживе 54 лета…».

Интересные сведения содержатся о событиях, происходивших в районе Александровской слободы и Троице-Сергиева монастыря в 1617-1618 гг. В эти годы произошла неудавшаяся попытка польского войска во главе с королевичем Владиславом захватить Москву. В хронографе читаем текст: «Сын же королев Владислав повелением отца своего поем с собое многое воинство, и прииде во град Смоленск. И тут собрашася к нему многие воры, изменники, казаки московского государства, и от туду же дойде и до царствующего града Москвы…». Москву, как известно, Владиславу захватить не удалось. Далее летописец сообщает: «Владислав же послал полковника своего Чаплинского со многими черкасы к городу Переславлю Залескому. Чаплинской же идый от Переславля с черкасы и став во Александрове Слободе…».

Кстати, в музее-заповеднике хранится ещё один предмет, связанный с событиями 1617-1618 годов. В 1991 году в засыпке круглой лестницы в Распятской церкви-колокольне архитектором-реставратором В.В.Кавельмахером был обнаружен документ. При изучении его было установлено, что это письмо польского полковника, которое датировано 20 сентября 1618 года. В нем говорится о том, что полковник послан «с полком своим для сбора продовольствия в этот Переяславский край идя оттуда под столицу к королю В.М. пришел к Александровской Слободе». Далее он сообщает, что «горожане» «крест на имя короля целовали». Хронограф и письмо польского полковника свидетельствуют о том, что жители Александровской слободы, устав от многолетних разорений поляков, использовали последний шанс, чтобы спасти себя и свои семьи. Вот какие интересные сведения об исторических событиях, происходивших в Александровской слободе в начале XVII века, рассказывают нам два документа из музейного собрания.

Эти интересные и уникальные по сути предметы, с которыми читатели познакомились в этой статье, посетители могут увидеть на экспозиции музея-заповедника «Государев двор в Александровской Слободе». Они — свидетели истории Александровской слободы XVI-XVII века, культурного и политического центра России.

Елена Жилкина,
зав. отделом музея-заповедника «Александровская слобода».



Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top