Вы здесь
Главная > Общество > Церковь > Северная Оптина

Северная Оптина


Так в начале ХХ-го века русская интеллигенция именовала Смоленско-Зосимову пустынь. Об этом я впервые узнала от современного инока Зосимовой пустыни Давида, а позже прочла в книге Н.Бердяева «Самопознание», где он писал, что Зосимова пустынь «приобрела центральное духовное значение и заменила Оптину пустынь». Оказывается, что в центре Александровского уезда находился один из самых почитаемых религиозно-духовных центров православной России.

Зосимова пустынь вошла в число небольших обителей, духовно и административно связанных с Троицкой Сергиевой Лаврой. Считается, что основателем пустыни в XVII веке был схимонах Зосима. К прославленному старцу приходили как простолюдины, так и царские особы (сестра Петра I царевна Наталия). Возможно, что при нем и до него здесь находилась небольшая обитель, но после смерти схимника место запустело. Возрождение пустыни, названной Зосимовой, произошло в XIX веке. Не исключено, что оно связано с появлением в этих местах железной дороги (в 3-х км станция Арсаки — с 1869 года). Именно в конце XIX века в Зосимову пустынь потянулись тысячи богомольцев, в том числе и из культурных слоев русского общества.

Игумен Герман учредил в обители старческое окормление. Он и старец пустыни Алексий принимали людей всех сословий и званий. Практически со всех краев России к ним обращались: архиереи (ректор Московской духовной академии архимандрит Антоний, архимандрит Чудова монастыря Арсений и др.), государственные деятели, священнослужители, монахи, военные, врачи, чиновники, профессора, учителя, рабочие, крестьяне. Духовной дочерью старца Алексия была великая княгиня Елизавета Федоровна (по словам современного инока, она бывала в пустыни не менее десяти раз). На средства великой княгини выстроена вторая половина братского корпуса, сама княгиня проживала в небольшой комнате на первом этаже монастырской гостиницы.

Особенно часто Зосимову пустынь посещали члены московского религиозно-философского кружка во главе с М.А. Новоселовым, профессором Московского университета (впоследствии священномученик епископ Марк, погиб в лагерях в 1938 г.) Новоселов не был религиозным ортодоксом, но он признавал только авторитет старцев, людей духовных даров и духовного опыта. Профессор старался всех своих друзей приобщить к Зосимовой пустыни, особенно колеблющихся, в том числе Н.Бердяева и С.Булгакова. Постоянно бывал в Зосимовой пустыни Павел Флоренский.

Отец Алексий, игумен монастыря Герман привлекали всех этих людей как праведники, молитвенники, нежные целители душ, прозорливцы и духовники, чуждые корысти и чревоугодия. После 1906 года о. Алексий вел жизнь затворника, к тому же он был очень болен, болезнь сердца обострилась с начала войны 1914 г. Но поток людей, стремившихся с ним общаться, был бесконечен. Старец принимал подолгу, без перерыва. Со временем прием к нему ограничили до 110 человек в 2 дня. Пускать на исповедь к нему стали выборочно. Батюшка был недоволен: «Я не на лица, а на человека должен смотреть».

В июле 1917 года по просьбе святителя Тихона старец Алексий принимал участие в монашеском предсоборном съезде и позднее был избран членом Всероссийского Поместного собора. В конце октября 1917 год а, когда было решено восстановить на Руси патриаршество, вынуть жребий поручили старцу затворнику Зосимовой пустыни иеромонаху Алексию. После молитвы о достойном исполнении воли Божией старец принял благословение митрополита, трижды осенил себя крестным знамением и вынул из ковчежца один из трех жребиев с именем митрополита Тихона.

В феврале 1919 года иеромонах Алексий был пострижен в схиму.

Схиигумен Герман предсказывал, что пока он жив, обитель не закроют. В январе 1923 года он умер. На следующий день из Александрова приехала комиссия для выполнения декрета о ликвидации монастырей. Официально пустынь закрыли 8 мая 1923 г. Выгнали всех ее насельников, изъяв у них серебряные ризы с личных икон и другие ценные вещи.

Старца Алексия с келейником приютила в Сергиевом Посаде его духовная дочь. До 1925 года старец еще мог немного ходить по комнате, больше сидел или лежал. В таком состоянии его навестил патриарх Тихон. Старец очень переживал, что встретил и разговаривал с гостем лежа. Умер он 2 октября 1928 года в Сергиевом Посаде, похоронен на Кокуевском кладбище. После закрытия кладбища мощи перенесли на новое городское кладбище, а с возобновлением Зосимовой пустыни их поместили в Смоленском соборе.

С августа 2000 г. зосимовский старец, преподобный Алексий причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Для почитания на епархиальном уровне был прославлен преподобный Герман, схиигумен Зосимовский. 26 июля 1994 года состоялась канонизация преподобного Зосимы как местночтимого святого.

К сожалению, как сама Зосимова пустынь, так и ее святыни до сих пор малодоступны для свободного посещения. Не сомневаюсь, это обстоятельство очень ограничивает дальнейшее возрождение обители и духовную жизнь небольшого количества ее насельников. Ведь только они и знают, что когда-то Зосимова пустынь была прославлена не меньше, чем Оптина.

Виктория Боравская,
фото Эдуарда Егорова.



Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top