Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Двойная ностальгия

Двойная ностальгия


Если вам за сорок, и вас периодически мучает ностальгия по старым, добрым советским временам, то спектакль «Женитьба в коммуналке, или Комедия советских времен», который 23 ноября привезли в Александров московские звезды, для вас.

Если честно, я не большая поклонница антрепризы, классический репертуарный театр мне ближе и понятнее. Но на эту постановку я шла с замирающим сердцем, как на встречу с детством. Нет, вовсе не потому, что когда-то жила в коммуналке, а из-за одного единственного имени на афише — Людмила Нильская.

Помню, как совсем девчонкой обожала и одновременно ненавидела ее пани Ядвигу из «Государственной границы». Как, услышав от родителей «Да это же наша Нильская», все последующие роли актрисы переживала, словно жизнь близкого и хорошо знакомого человека. Я шла на спектакль и боялась не увидеть полюбившегося хитрого прищура Ядвиги, не почувствовать, что Нильская действительно «наша».

Как оказалось, не я одна пришла именно «на Нильскую». Стоило ей появиться на сцене, как по залу, прорываясь сквозь шквал аплодисментов, прокатился шепот: «Вот она». Это уже потом, когда слетела первая буря эмоций от долгожданной встречи, все стали следить за событиями, разворачивающимися на сцене.

А последить было за чем. Московская коммунальная квартира восьмидесятых годов прошлого столетия — сама по себе уже театр абсурда. Общая кухня, где над плитой сушатся чьи-то носки, на кресле — аккуратно сложенная незабвенная газета «Правда», непонятно, откуда и зачем взявшийся флаг московской Олимпиады, оттоманка, которую из-за ветхости и чинить-то, кажется, бесполезно — все это из той, прошлой жизни. А какие герои собрались под одной крышей! Тут и отставной прапорщик Михаил Петрович в исполнении заслуженного артиста России Сергея Баталова, которому приходится ютиться в одной комнате с женой — Людмилой Нильской — и великовозрастной дочерью, которую играет Анастасия Денисова, более известная молодым зрителям как Пална из сериала «Деффчонки». И обязательный в таких случаях персонаж — алкоголик Егорыч (артист Анатолий Кощеев), беззастенчиво разгуливающий по сцене-кухне в одних трусах или застиранных трениках и трясущимися руками пьющий воду прямо из чайника. И интеллигентный старик Андрей Валерианович — народный артист Лев Прыгунов. В общем, компания собралась весьма колоритная.

К чему может привести такое соседство? Да ни к чему хорошему. Пытаясь сплавить единственную дочь замуж, бывший прапорщик идет на любые уловки, хоть женишок и не из самых лучших — скромный, немного нелепый ветеринар с кавказским акцентом (артист Игорь Гаспарян), но на безрыбье, сами понимаете, и этот сойдет. Да вот только одна беда — жить молодым негде. И как тут не вспомнить классика, утверждавшего, что людей испортил квартирный вопрос? Быстренько выдать дочурку замуж за немощного интеллигента-соседа, который того и гляди отправится в мир иной, оставив молодой жене в наследство не только заветные шестнадцать метров жилплощади, но и картину самого Нико Пиросмани, — эта идея засела в голове отставного прапорщика. И пусть ему удалось отвоевать комнату для любимого чада, последнее слово в этой игре все равно осталось за силами добра — таким пройдохам в раю не место.

Уже после спектакля зрители долго не хотели отпускать артистов со сцены, а потом ловили их в коридорах «Юбилейного», чтобы сфотографироваться, взять автограф или просто поблагодарить. На удивление, столичные звезды оказались вполне доступны для общения. Но я, пропустив и народных, и заслуженных, отправилась к той, ради кого и пришла. Людмила Валерьевна (кстати, не верьте Интернету, который называет ее Валерьяновной, я поверила и упс — попала впросак), согласилась дать блиц-интервью для своих земляков.

— Спектакль с такой ностальгической ноткой получился, а вы вспоминаете наши края?
— Конечно, почему же нет? В Струнине детство мое прошло, как можно не вспоминать и не любить это время и это место?

— Не тянет на малую родину? К родне приезжаете?
— Ну, да. Редко, конечно. Я похоронила брата, остались только невестка, племянница и ее сын. Кстати, это он первый с цветами на сцену выскочил.

— Участие в антрепризах — это от души или ради денег?
— От души, конечно. В репертуарном театре тебя могут назначить на роль, и ты обязана ее играть — нравится тебе это или нет. А здесь, если мне нравится спектакль, то я его играю, а если нет, то могу спокойно отказаться. Для меня важно, что я имею право выбора, и никогда не буду играть роль, которая мне не нравится.

— А что все-таки вам ближе: кино или театр?
— Сейчас и то, и другое. Было время, когда театр был ближе, роднее. Но сейчас я играю только в антрепризе. В этом спектакле у нас не один состав, я выхожу в нем всего лишь второй раз. Это вообще спектакль новый, ему буквально несколько месяцев. Перед Новым годом в Москве, в Центральном доме литераторов у меня будет еще другой спектакль.

— Как вам александровская публика?
— Замечательная. Очень тепло принимают. Я так понимаю, что вы не избалованы просто, поэтому и такой прием.

— Приезжайте к нам почаще, мы всегда вам рады!
— А вы приглашайте, я и приеду. Если честно, я была удивлена, что сюда нас пригласили, потому что до этого приглашений не поступало. Вообще, у меня сейчас шесть спектаклей, так что есть, что показать.

Артистка ушла, а я все видела ее глаза, немного уставшие, но с тем же прищуром пани Ядвиги, а в голове засела мысль: не так уж много кино и театральных звезд родилось на нашей земле, но они есть и готовы дарить нам свой талант, только позови. Почему же мы не зовем?

Елена Сибирина,
фото Галины Кипренко.



Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top