Вы здесь
Главная > История и культура > История > «Культурный угар» в «театральном бараке»

«Культурный угар» в «театральном бараке»

Театральная жизнь в Александрове и уезде долго была спрятана в стенах домов частных домовладельцев, где любители театра ставили небольшие, по времени и пространству действия, спектакли.

Обычно исполнителями были старшие члены семей и их гости, одаренные музыкальными и мелодекламатическими талантами. Бывали случаи, когда в домашних спектаклях играли настоящие артисты. Так было в 1880-е гг. в доме инженера-путейца К.А.Лубны-Герцык, когда сюда заезжала погостить знаменитая родственница О.Л. Книппер. С ее участием ставились спектакли и в карабановском доме родственника артистки, доктора Зальца.

Подмостками сцены бывал и актовый зал женской гимназии, где старшеклассницы устраивали спектакли в благотворительных целях не менее двух раз в году. После открытия в 1912 году нового здания мужской гимназии театральный «родник забил» и там.

Режет ухо словосочетание «театральный барак», но такой появился в одном из деревянных зданий, построенных для солдат и офицеров 197 запасного пехотного полка. Это произошло в 1915 году, когда был отстроен барачный городок на Солдатской улице.

С 1917 года в нашем городе началась театральная лихорадка, или, по мнению прессы тех дней, «культурный угар». В середине 1917 года был основан кружок «Любителей сценического искусства». Во главе его стояли режиссер — учитель биологии И. А. Шерстенников и его ближайший помощник — земский провизор К.А. Грудзинский. Оба были энтузиастами своего дела. Спектакли в постановке кружка пользовались большой симпатией граждан, давали полные сборы. Среди артистов было много молодежи. В разных помещениях города, кроме спектаклей, они устраивали чтения с «туманными картинами», такие были модны в начале века. После октябрьского переворота кружок был переименован в «социалистический клуб».

В октябре 1917 года при всеобщем ликовании горожан недалеко от вокзала был открыт «Демократический клуб», оснащенный самой передовой театральной техникой того времени. Клуб пришелся всем по сердцу, и его любовно назвали «Культура». В клубе устраивали вечера, митинги, но в основном — спектакли. Забегая вперед, скажу, что спектакли здесь ставились не местными труппами, а в основном артистами столичных театров: Большого, Малого, Корша и др.

В доходном доме купца Иванова (ныне — здание администрации Александровского района) в те годы действовал электро-театр «Фурор». Залы этого театра чаще использовались местными труппами. Режиссер И.А. Шерстенников любил ставить спектакли по знакомой теме, из жизни купечества, больше из Островского. Лучшими исполнителями ролей были сам Шерстенников — его любили за отличную дикцию, подвижную мимику и выразительность образов, а также Цвиленев, Рутковский, Гримиславский, Калинин, Кокорин и др. Численность молодежи в клубах была огромной, только в красноармейском и социалистическом число членов клубов доходило до 1000. Вероятно, здесь были объединены силы «и талантов, и поклонников». Красноармейский клуб возник в недрах уже упомянутого «театрального барака». Только теперь он назывался «Красная звезда». В 1919 году этот клуб строил планы по открытию летней площадки в летнем саду, ранее принадлежащем Зубовым и Обрезкову. Старожилы города помнили спектакли, которые ставили на открытой веранде этого парка. Кстати, парк был одним из любимых в городе (находился между 2-й и 3-й Стрелецкими улицами). В июне 1919 года состоялось слияние клубов социалистического и красноармейского в один Коммунистический клуб.

В сентябре 1919 года было затеяно переустройство клуба «Культура» из-за его недостаточной вместимости. Увеличилось число рядов с 20 до 33, расширили галерею, зал удлинили. Эффект от переустройства вышел обратный: в последних рядах была плохая слышимость, и актерам приходилось кричать, чтобы быть услышанными. В зале стало душно. Но публика все равно ходила в свою «Культуру», затаив дыхание, слушала и смотрела пьесы. Иногда, в самые напряженные моменты действия, в зале начиналась истерика. Какими же театралами были наши бабушки и дедушки!

Через год, в октябре 1920 года, произошло объединение всех театральных сил в одну труппу. Все актеры стали получать пайки и жалованье по тарифу Всерабиса (Всероссийские работники искусств). Труппу возглавил А.В. Цвиленев. Входила ли труппа в местное отделение Пролеткульта«? Вероятнее всего, да. Туда уже вошли «Всеобщие музыкальные курсы», ранее открытые на средства В.В.Зубова.

После создания в городе и уезде комсомольских организаций театральное дело взял в свои руки комсомол и его инициативная группа — клуб «Спартак» (улица Красной Молодежи названа в его честь). К этому времени было сожжено здание любимого клуба «Культура». Молодые железнодорожники получили разрешение на открытие нового клуба в помещении бывших казарм (конюшен). Для ускорения строительства по улице Березки от вокзала была проложена узкоколейка. Строительство возглавил Н. Ворожейкин, лидер комсомольцев железнодорожников. После открытия железнодорожный клуб на долгие годы стал единственным местом в городе, где самодеятельные артисты могли устраивать спектакли перед рабочей молодежью и горожанами.

В начале 30-х годов в Народный дом был преобразован городской собор (Христорождественский). Частым гостем на сцене Народного дома (Нардома) был Ивановский драматический театр. Нардом просуществовал недолго — года три-четыре. В здании собора открыли хлебопекарню. На смену закрытому Нардому пришел новый красивый и изящный клуб фабрики «Искождеталь». Молодежь начала создавать в нем танцевально-драматическую труппу. Так на долгие годы был создан еще один очаг театрального искусства. Я помню послевоенные театральные студии для детей и взрослых в стенах клуба «Искож». Отмечу, что на спектакли сюда ходили практически все жители бывшей Стрелецкой слободки. Приезжали к нам с гастролями и профессиональные артисты из ближайших областных городов.

В итоге, отмечу, что как общественные организации, так и власти города находили средства на организацию культурного досуга горожан, и в первую очередь большого количества молодежи. Молодые, чаще всего, сами инициировали создание центров своего духовного развития. Молодым было весело и интересно в клубах. Жили не хлебом единым!

Виктория Боравская.
Рисунок Татьяны Маленко «Окрестности клуба «Искож» (2012 г.).

Оцените материал

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top