Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Подземные сокровища Александровского кремля

Подземные сокровища Александровского кремля


Более четырех веков Александровская слобода (ныне — город Александров) притягивает к себе внимание своей таинственностью. И все это время под дворцами опричной столицы Ивана Грозного, пострадавшими в «смутное время» начала XVII века, скрыты в земле такие сокровища Российского государства, как Библиотека Ивана Грозного и Опричный Архив.

Опричнина была создана в Александровской слобода на завершающем этапе установления самодержавия в России. Главная цель опричнины — подчинить княжеско-боярскую аристократию в церковников, державших за собой громадные удельные ведения земли и претендовавших на равные с царем права при государевом дворе. Несогласие с этим царя Ивана IV породило противодействия и измену князей и бояр. Поэтому Грозный и создал свой особый удел, центр которого оказался по его выбору в опричном селе матери Елены Глинской в Александровской слободе. Свой удел, или особый двор он назвал «опричниной», в который вошли менее аристократичные князья и бояре. Символом победы самодержавной власти над княжеско-боярским самовластием и иерархами церкви служит Распятская церковь-колокольня, которая и по сей день возвышается над Александровским кремлем. В истории XVI века до сих пор недостает фактов, чтобы осмыслить масштабы опричного террора. Лишь найдя опричную документацию, мы сможем прикоснуться к тайнам опричнины.

Вопрос о Библиотеке Ивана Грозного выходит далеко за пределы простого любопытства. Он имеет громадное значение для понимания культуры средневековой России. Такое внимание определяется в первую очередь тем, что это единственная в мире библиотека, в которой заключена объективная история развития цивилизации от древнейших времен до средних веков.

Прямых доказательств существования Библиотеки сохранилось немного: свидетельство ученого монаха из Греции Максима Греха, приглашенного Василием III (отцом Ивана Грозного) для перевода книг царского книгохранилища, и найденная профессором Дерптского университета Хр. Дабеловым анонимная опись книг. Остальные доказательства оцениваются историками как косвенные, пока их насчитывается более двадцати, и все они отражают отдельные факты связи с Библиотекой Ивана Грозного.

В системе доказательств наличия Библиотеки отдельно стоит «Ливонская Хроника» Ниенштедта (1604 г.), в которой помещен рассказ дерптского пастора Иоганна Веттермана. И. Веттерман, вместе с его ливонскими соотечественниками, знающими латинский, еврейский и греческий языки, был приглашен для перевода книг из библиотеки, которую великий князь в древние времена получил от константинопольского патриарха. Веттерман заявил, что хотя он и беден, но отдал бы все свое имущество, даже всех своих детей, чтобы только эти книги были в западных университетах. Эти слова, идущие от всего сердца Веттермаиа, могут свидетельствовать о правдивости его намерений.

Наконец, вспомним о приезде в Москву наследницы византийских императоров Софьи (Зои) Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III (деда Ивана Грозного). И снова возникает вопрос: неужели Софья и ее многочисленные греческие спутники не привезли с собой книги из библиотеки своего отца? А ведь великий князь Василий Иванович (отец Ивана Грозного), по сказанию, владевший библиотекой, был сыном Софьи. Софья Палеолог была достаточно привлекательна, если римский Папа Сикст IV решился предложить ее в жены московскому великому князю Ивану III. Сикст IV надеялся таким путем укрепить в Москве свое влияние, быть может, даже склонить Греко-русскую церковь к соединению с латинской. Можно предполагать, что Папа преследовал и другую цель: после отъезда Софьи завладеть доставшимися ей от отца книжными сокровищами. Принцесса же спутала планы Ватикана и увезла драгоценные рукописи с собой в Москву.

В вопросе о местонахождении Библиотеки существуют разнообразные версии, но их авторов можно разделить на две основные группы: первые считают, что библиотека находится в Московском Кремле, вторы — в кремле Александровской слободы.

История поисков тайников с книгохранилищем Ивана Грозного в Московском Кремле насчитывает не менее 300 лет. Оценивая эти исследования, историк А.А. Забелин (1920-1960) подчеркивал, что они велись в значительной мере вслепую, поскольку все искатели мечтали добраться к тайникам по подземным ходам. А это изначально было обречено, на провал, так как подземные ходы непроходимы из-за завалов.

Историки, занимавшиеся вопросом местонахождения Библиотеки, отмечали лишь сам факт отъезда царя из Москвы в Александровскую слободу… В то же время они «не заметили» того, что, уезжав с семьей и окружением на длительный срок (17 лет), Иван Грозный, исходя из логики развития событий, должен был взять и Библиотеку, и все драгоценности. Служивший в опричнине с 1564 по 1576 год немец Генрих Штаден утверждал, что Иван Грозный после переезда в Александровскую слободу рассредоточил свои богатства: деньги и драгоценную утварь разместил, кроме Александровского кремля, в Вологде и северных монастырях, а значительную часть Библиотеки оставил при себе, в Александровской слободе.

Можно предполагать, что еще до своего отъезда из Москвы в Александровскую слободу в декабре 1564 года, Иван Грозный, как предельно предусмотрительный человек, при выборе своего будущего местопребывания, как нам представляется, руководствовался следующими мотивами: относительная близость Слободы к Москве, стратегически благоприятное положение на пути в северные монастыри, надежность крепостных сооружений Александровской слободы, возможность надежного захоронения древних рукописей и драгоценностей в специально подготовленных глубоких подвалах и тайниках. Всем этим условиям в полной мере отвечала Александровская слобода.

Обильный источник пополнения казны у Ивана Грозного был связан с опричным разбоем, когда много богатства из Новгорода, монастырей, городов, боярских вотчин свозилось в Слободу. О захороненных в тайниках летописях, драгоценностях свидетельствуют выявленные с западной и северной стороны кремля контрастные геохимические аномалии золота, серебра и ртути. Заслуживает внимания тот факт, что летописи прошлого были совсем непохожи на наши. В древние века при изготовлении переплетов использовали золото и серебро, а при написании заглавных букв — краску, в которую входила ртуть. Так, в описи книг библиотеки Ивана Грозного, открытой Хр. Дабеловым, в частности упоминается: «Сия манускрипты писаны на тонком пергаменте и имеют золотые переплеты». К примеру. Евангелие — верхняя доска переплета и наугольники обложены чеканным золотом. Захороненные в тайниках летописи и драгоценности, подвергавшиеся в течение четырех столетий агрессивному воздействию воды, диссоциируют — выщелачивают ионы золота, серебра и других элементов, перенося их ниже по склону, осаждаясь вблизи мест их высачивания.

Серьезное признание о существовании сокровищ в тайниках Слободы сообщила жена врача, лечившая последнюю игуменью Успенского монастыря. Она специально приезжала в Москву к Министру культуры СССР Е. А Фурцевой и лично сообщила ей, что игуменья перед смертью сказала врачу: «Под нами в подземных ходах сохраняются огромные сокровища». Цена такого предсмертного признания для игуменьи стоила немалого душевного волнения!

Примечательно и то, что в начале XX века ученые Российской Академии наук проникли в подземелья Успенского женского монастыря, однако Синод запретил веста какие-либо работы. Это дает основание предполагать, что церковные иерархи знали о подземных сокровищах Александровской слободы, приберегая их себе до лучших времен.

Для обнаружения тайников с сокровищами уже не надо рыть яму с трехэтажный дом. На сегодня существуют неразрушающие методы исследований подземных ходов и тайников, способные обнаруживать и металлы, и предметы с физической неоднородностью. После выделения пустотности (ходы и галереи) комплексом геофизических методов, следующий этап потребует бурения скважин в эпицентральной частя тайника, куда запускается телевизионный зонду позволяющий исследовать его внутреннее пространство. Завершающий этан вскрытие камеры тайника с захороненными «предметами» из ближайшего к нему подземного хода.

Уже начиная с первых вскрытых тайников или подземных ходов, любые появившиеся находки начнут приносить свои исторические дивиденды. Кроме того, на территории Александровского кремля появится рад уникальных исторических объектов, что привлечет массу туристов и что, в конечном итоге, даст основание для переоценки значения кремля.

Во времена Ивана Грозного имела хождение легенда, что в Александровской слободе одновременно действовали и царская резиденция, и монастырь. Доказательство, что это не так, видится в том, что все храмы (церкви) кремля ориентированы не по канону православной русской церкви, так как их апсиды обращены не на восток, в на северо-восток. Историки же однозначно утверждают, что Иван Грозный, избрав себе резиденцией Слободу, строил здесь не монастырь, а крепость!

Сохранение этого крепостного ансамбля под эгидой музея-заповедника «Александровская Слобода» заслуживает и приумножения, я сохранности на многие и многие лета…

Г.К. Ковалев,
кандидат геолого-исторических наук,
член историко-краеведческого клуба «Отечество».
Рисунок Елены Невмывако (г. Днепродзержинск).

Оцените материал

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector