Вы здесь
Главная > История и культура > История > Могила Нилуса: митинги и службы

Могила Нилуса: митинги и службы


В январе этого года исполнилось 80 лет, как в деревне Крутец Александровского района умер Сергей Александрович Нилус, известный православный писатель. На литературное творчество Сергея Нилуса благословил Иоанн Кронштадтский. Творческое наследие Нилуса велико, но широкая публика знает его, как человека, который опубликовал скандально известные «Протоколы сионских мудрецов». В них еще почти 100 лет назад был изложен план захвата власти над миром якобы еврейской финансовой верхушкой.

Читая эти протоколы сейчас, убеждаешься в том, что если и был такой план у кого, то он вводится в действие довольно последовательно и успешно. Вот несколько цитат: «Настолько размножить народные недостатки — привычки, страсти, правила общежития, чтобы никто в этом хаосе не мог разобраться, и люди бы перестали понимать друг друга». «Надо усиленно покровительствовать спекуляции, всепоглощающей роскоши. Поднимем заработную плату, которая не принесет пользы рабочим, ибо одновременно мы произведем вздорожание предметов первой необходимости … искусно подкопаем источники производства, приучив рабочих к анархии и спиртным напиткам». «Мы забрали в свои руки концы пружин и механизмов… а, главное, образование и воспитание, как краеугольные камни свободного бытия. Мы одурачили, одурманили и развратили гоевскую молодежь посредством воспитания в заведомо ложных для нас, но нами внушенных, принципах и теориях».

Прочитав такие «протоколы» любой может взять их себе как доктрину и приняться раскачивать мир, имея, конечно, много денег. Примерно в таком же духе высказывались, например, противники СССР, когда намеревались уничтожить нашу страну не атомным оружием, а изнутри. И, смотрите, у них получилось!

Могилу Сергея Нилуса несколько лет назад отыскали и восстановили в Крутце александровские краеведы. Автором и вдохновителем работ был Валентин Стариков. И с тех пор могила стала местом паломничества не только истинных православных людей, но, к сожалению, и различных сектантов. Когда 14 января на молебен и заупокойную службу в Крутец приехала делегация православных верующих, там уже вовсю митинговали какие-то люди. Впихнувшись в хлипкую оградку могилки, они расставили по ее углам иконы. Одна из них по количеству навешанных цепочек и прочей бижутерии напоминала ювелирную лавку. Но именно она была центральной, называемой «Воскрешающая Русь». Пылкую речь держал человек в чине полковника. Когда он закончил, и его слушатели стали собираться и расходиться, я поинтересовалась у него, почему они собираются именно на этом месте, и что это за организация. В ответ он сказал что-то вроде «Все равно не поймете». Полковник был самым главным на этом сборище (что странно для религиозного собрания). Прежде, чем уехать в автобусе с московскими номерами, они спели «Боже царя храни» из 10 куплетов. Половину, наверное, написали сами. Попытки пообщаться с кем-либо из них не удались, поскольку, в основном, это были люди с бешенными глазами, и казалось они вот-вот долбанут тебя какой-нибудь иконой по голове за то, что ты вырядилась в кепку и брюки. Как сказали местные жители, сектанты приезжают сюда каждый год с момента восстановления могилы.

Вот так с задержкой началась служба. Для начала отец Евгений из Карабановского прихода в небольшой проповеди дал оценку инциденту. Очень негативную. Но постепенно настроение у собравшихся улучшилось и молебен с заупокойной службой прошли торжественно и умиротворенно.

После этого все собрались в экологической библиотеке, где прошел вечер памяти Сергея Нилуса. Сначала, конечно, гостеприимные хозяева согрели всех горячим чаем, угостили бутербродами и конфетами, что было очень кстати, — поскольку люди пробыли полтора часа на и холоде. Посмотрели фильм о Крутце, снятый струнинской телекомпанией «Фобос».

Изюминкой вечера была Ульяна Львовна, внучка священника крутецкого прихода, который в начале 20-х годов приютил у себя опального писателя Нилуса. За это ее дед, отец Василий Смирнов, был впоследствии арестован с конфискацией, сослан, а его семья выселена из дома. Через 4 года отца Василия досрочно освободили за хорошую работу в северных лагерях. Но в 1937 он был вторично арестован и в январе 1938 расстрелян. Присутствовавшая на вечере Мария Зубова, известная исследовательница и собирательница богатой истории Зубовых, рассказала, как нашла в своих архивах письмо священника, и Ульяна Львовна получила возможность увидеть почерк своего деда. Столько лет прошло, а внучка священника и внучка его прихожанина дружат и вместе восстанавливают историю не только своих родов, но и историю Александровского уезда.
Нельзя сказать, что краеведение — это повальное увлечение современных людей. И это очень жаль. Ведь даже изредка присутствуя на таких собраниях, лучше чувствуешь связь времен, вспоминаешь, что и у тебя в роду были незаурядные люди. Почему бы не пойти и не найти их? И еще, вот через 100 лет твои внуки вспомнят ли о тебе, будет ли им что рассказать о своих предках? И будут ли они вот так же с трепетом держать в руках маленький листочек твоего письма, или пожелтевшую фотографию, и искать фамильное сходство с тобой? У каждого из нас есть история рода, и из этих историй складывается история нашей страны. И это — великая история и великая страна. Чтобы там не задумывали всякого рода «мудрецы» в своих протоколах, всех русских не споишь и не развратишь. Мы живем на земле своих предков, нашим родам — сотни лет, хоть мы и мало знаем о них. Это могучие корни и «даже если останется из всей страны только один уезд, из него возродится Россия», — писал великий русский реалист. Ну, конечно, хочется, чтобы до одного уезда дело не дошло.

Ольга Рыженкова,
фото Эдуарда Егорова.



Комментарии на “Могила Нилуса: митинги и службы

  1. Послесловие к книге Нормана Кона «Благословение на геноцид: миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколы сионских мудрецов»» (1967 г.):

    В подлинность «Протоколов» не верили даже те, кто их издавал и распространял в России. Известно, что даже фанатик-антисемит Нилус, автор наиболее распространенной публикации «Протоколов», допускал, что они «подложные». Впоследствии для идеологов нацизма вопрос о подлинности «Протоколов», как и для российских черносотенцев, не был существенным. Разоблачение «Таймс», которое доказало факт плагиата, не имело для них никакого значения. Для самого Гитлера тоже было безразлично, являются ли «Протоколы» подлинными документами или фальшивкой. По свидетельству Г. Раушнинга, приводимому Н. Коном, Гитлер в беседе с ним заметил, что «…ему абсолютно наплевать, была ли эта история («Протоколы». — Т.К.) достоверной» [H. Rauschning. Hitler Speaks. London, 1939, p. 236.].

      Add rating0 Subtract rating0

  2. Но ведь это уже реальность — «Настолько размножить народные недостатки — привычки, страсти, правила общежития, чтобы никто в этом хаосе не мог разобраться, и люди бы перестали понимать друг друга»….

      Add rating0 Subtract rating0

  3. Я имею в виду — русское население многонациональной России. Потому что малые народности хоть как то хранят традиции предков.

      Add rating0 Subtract rating0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top