Вы здесь
Главная > История и культура > История > Древние монастыри александровской земли

Древние монастыри александровской земли

Первые монастыри в древней Руси появлялись одновременно с крещением князей. Проповедниками, христианскими миссионерами становились сами князья и сопровождавшие их в поездках по Руси греческие священнослужители. Монастыри были призваны помогать князьям в распространении православия.

В условиях широкого распространения православия в народе стали появляться иноческие монастыри. Первые монастыри на нашей древней земле появились еще при Юрии Долгоруком. Его потомки, великие князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод, создали в стране Суздальской многие монастыри, время заложения большинства из них неизвестно (кроме Боголюбского, Рождественского и Успенского женского). Безусловно, что наши первые монастыри князья основывали и в удельный период, и во время монгольского нашествия. Вспомним хотя бы два монастыря, основанные одновременно в 1240 году Александром Невским на Александровой горе под Переславлем и в Суздале. Не исключаем, что на Александровской земле первые монастыри появились в это же время.

При составлении списка монастырей и сведений о них использованы материалы краеведа М.И.Смирнова, историка-краеведа Н.С. Стромилова, описания приходов, составленные К.Н.Тихонравовым и В.Орловым и др. источники. Список составлен в алфавитном порядке.

БОГОСЛОВСКИЙ монастырь, первое упоминание о нем в духовной кн. Ив.Ю.Патрикеева (Собр. Пос. гр. и дог., 1, 335) 1498 года, впоследствии запустел, и в дозорной книге 1685 года о нем замечено: «церковная земля пустоши Богословской, что был монастырь Иоанна Богослова, владеют с. Дубровицкого крестьяне» (Описание документов и бумаг Моск. Арх. Мин. Юст., 11т. ч.3, стр.134). Пустошь Богословская находилась вблизи д.Соболево.

ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ погост в Александровском уезде в 1 версте от с. Бакино на землях вотчинников Борковых. В сотной грамоте 1562 года на вотчины Троице-Сергиева монастыря, значащиеся в Переславль-Залесском уезде, сказано: «в Слободском стану Троице-Сергиев монастырь осьмой жеребий села Боркова двор монастырский». Предание гласит, что здесь был Иоанно-Богословский монастырь, имевший небольшую братию и состоявший на прокормлении у Лукьяновской пустыни, где, будто бы, хранилась опись о Богословском монастыре и землях, ему принадлежащих. Деревянная церковь Иоанна Богослова в с. Борково существовала еще в XVI веке, ее ставил благочестивый помещик Борков в честь явления на сем месте иконы евангелиста Иоанна Богослова. Местные крестьяне чтили икону как явленную и чудотворную. Икона считалась греческого письма. Под сводами этой церкви погребены вотчинники Борковы. Информация по этому монастырю противоречива: с одной стороны, двор монастырский, принадлежащий Троице-Сергиевому монастырю, а с другой — самостоятельный монастырь, основанный вотчинниками. Вероятнее всего, монастырь был истреблен в Смутное время.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ монастырь при с. Волохове (Ист.-стат. опис. Влад. епарх., 11, стр.292). Время возникновения монастыря не установлено. В с. Волохове издавна стояла деревянная церковь святых мучеников кн. Бориса и Глеба. Когда и кем основана эта церковь, записей не имеется, только темные предания старины повествуют, что будто бы на месте, где деревянная церковь, был монастырь, разоренный в нашествие поляков. Ими, по преданию, сожжен и крест храма, сброшенный в протекающую невдалеке речку, которая с тех пор именуется Горелый Крест. При рытье земли под фундамент нового каменного храма в 1805 году обнаружились могилы с останками погребенных и монашеской одеждой на них.

ВОСКРЕСЕНСКАЯ пустынь на р. Куньеме, была близ села Новинки-Круглышево. Как гласит предание, среди лесной глуши на берегу р.Куньемы в XVI веке в «Переславского уезда Залесского, Верх-Дубенском стану, одиноко стояла деревянная церковь малой иноческой обители, посвященная памяти Воскресения Христова». В лихолетье эта «сокровенная пустынь» была разорена «литовскими людьми и русскими ворами». Памятником этой обители служили надмогильные плиты. Находилась пустынь в 6-ти верстах от с. Успенское-Новинки-Круглышево. В селе в Успенской церкви находились несколько икон древнего письма, в том числе икона Казанской Божией Матери, спасенная от литовского разорения иноками бывшей Воскресенской обители.

ИЛЬИНСКИЙ в Подмошье монастырь, в 1633 году был патриаршей пустошью, находился близ с. Годунова. В писцовых книгах 1627-29 г.г. Ильинское — «патриарша пустошь в Кодяеве стане, что был монастырь Ильи пророка в Подмошье, пашни перелога и лесом порослой по 5 чет. в поле, сена 10 копен, леса непашенного 3 дес». Местонахождение определено условно. Дата основания неизвестна, разорен, вероятнее всего, в Смутное время.

РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ СВЯТО-ЛУКИАНОВА пустынь основана в 1594 г. в 10 км от г. Александрова, среди дремучих лесов священником Григорием на погосте Псковитино. Священник Григорий сначала построил храм Рождества Пресвятой Богородицы, по преданию, на месте, куда трижды переходила ее икона из с.Игнатьево (обретена в 1593г.). В Смутное время пустынь была разорена. В 1640 г. она была возобновлена вместе с храмом старцем Илларионом и иеромонахом Лукианом, усерднее других потрудившимся над устроением монастыря; впоследствии обитель стали называть его именем. Во второй половине XVII в. монастырю покровительствовал царь Федор Алексеевич: жаловал ему вклады и значительные владения в виде лесных и других пустошей (частью их монастырь владел до 1917 года). В 1712 г. монастырь был обнесен каменной стеной с башнями по углам. В 1684 г. здесь построили теплый одноглавый с колокольней Богоявленский храм с приделом Федора Стратилата; позже, в 1712 г. — холодный пятиглавый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы; в 1714 г. освятили больничный храм св. великомученицы Екатерины (перестроен в 1834). Между храмами сооружена часовня с мощами (под спудом) св.Лукиана — мощи перемещены в храм Богоявления после его реконструкции. Трапезная построена в XVII веке, кельи отстраивались с XVI по XVIII век. Монастырь имел кирпичный и изразцовый заводы.
Лукианова пустынь существовала до 1923г. Мужской монастырь возродился в 1991г. Здесь ведутся реставрационно-восстановительные работы. В 2000 г. здесь проживали 20 человек братии.

НИКОЛЬСКИЙ монастырь, запустел в годы Смутного времени, был на месте погоста Бачевки, названного по р.Бачевке (Истор.-стат. опис. Владим. епархии, 11, стр.329). В старинных актах погост Бачевка назывался Никольским. Местное предание говорит о существовании на месте погоста монастыря, что подтверждалось не только находками старинных каменных плит, но и документом в делах патриаршего казенного приказа, сообщающего следующее: «Никольское, в 1627-28 гг. патриаршая пустошь в Кодяеве Стане, что был Монастырь Никола на Речке на Бачевке, пашни перелога и лесом порослой середние земли 22 чет. в поле, сена 15 копен» (Труды Пер.-Зал. Музея, V, ч.11, 13,36). Николаевский мон. на Бачевке запустел до 1629 г. По писцовым книгам 1629-30г. пустовые земли числятся за крестьянами.

НИКОЛА на ДЕРЮЗИНЕ — монастырь, существовал в XV веке. По писцовым книгам 7101 (1592-1593гг.) упоминается село Михайловское Дерюзино, «а в нем церковь Николы чюдотворца , древянь, клетцки, а в церкве образы и книги и все церковное строенье и колокола монастырское, да двор монастырской, да двор попа, двор понамарев, да 6 дворов крестьянских, а людей в них тож; пашни паханые монастырские в поле 38 четьи, да крестьянские пашни 18 четьи, да перелогу 20 четьи, да перелогу и лесом поросло 130 четьи, а в дву потомужь, земля худа, сена монастырского 150 копен, рощи пашенные 10 дес.». А всего к селу тянуло «2 деревни, да 12 пустошей, а в них двор монастырской, да двор попов, двор пономарев, да 17 дворов крестьянских, а людей в них тож, да 12 мест дворовых; пашни паханые середней земли наездом 8 четьи, да перелогу 13 четьи, да перелогу лесом поросло 68 четьи, да пашних паханые худой земли монастырские 38 четьи, да крестьянские пашни 58 четьи, да наездом пахано 8 четьи, да перелогу 492 четьи, да перелогу лесом поросло 942 четьи, сена 4095 копен, лесу пашенного 10 дес. А сошного писма в живущем полчети сохи без 4-х четьи пашни, да наездом четвертные пашни 16 четьи, а в пусте 2 сохи без получети и полполполчети сохи. Да под селом под Михайловским под Дерюзиным озерко, а ловят в нем белую рыбу на монастырский обиход. Теперь с. Дерюзино числится в Московской обл.
(Дерюзино — от слов дерюга, дерюжина, дерюжный, означающих самый грубый холст, вероятно, используемый для монашеской одежды).

НИКОЛЬСКИЙ монастырь на р. Шахе. Упоминается в докладной деловой разъезжей грамоте 1504/05гг. Григория и Бориса Ананьиных детей Петрова на сс. Высоковское Старое и Высоковское Новое в Юрьевском уезде (совр. Александровский район): «налеве реки Шахи лес и пожни к Высоковскому селу к Старому, а направе те луги и те кулиги вверх по Шахе к Новому селу к Николе. А что у нас монастырь великий Никола, Григорьев да Борисов вопче, и мне, Григорью, да Борису попа держать вопче…А что у нас кельи за алтарем, и те нам кельи снести оттоля…». Монастырь упомянут в купчей 1535/36 гг. Видимо, он был разорен и уничтожен отрядами польско-литовских интервентов в 1608-09гг. и позже не восстанавливался.
Есть косвенное упоминание о Никольском монастыре на Болоте при описании Калабурова на р. Шахе, в 1558 г. вотчинной пустоши Захария Ивановича Рычкова в Киучерском стану, заключавшей в себе 67 десятин волоковых да оселочек, отданная им в этом году Никольскому монастырю на Болоте, во владении которого находилось до секуляризации монастырских вотчин. В 1694г. было произведено отмежевание пустоши от соседних патриарших пустошей (Шумаков. Обзор грамот, 1V, 833, 1202). Патриаршими пустошами были Павловская и относящиеся к ней бывшие деревни-пустоши. Был ли Никольский монастырь на Болоте тем Никольским монастырем, который упомянут в грамотах Ананьиных, пока не ясно.
«В 7162г. по челобитью Ростовского у. патриарши Корашские волости крестьянина Васьки Ванютине и по обыскам Леонтия Молвянинова прибыло вновь. С мельницы, что отписано на государя святейшего патриарха у Андрея да у Лазаря Ананьиных на р.Шахе на церковной Никольской земле, что писано в Юрьевской же десятине в с.Высоком на Андрее Архипове, на нынешней на 162 г. по новому окладу оброку Корашские волости на крестьянине Ваське Ванютине пять рублев и ноября в 3 день те деньги взято по отписке писца Леонтия Мольянинова привез Володимирский стрелец Ялсушко (?) Фадеев, а впредьте оброчные деньги велено платить Ваське Ванютину здесь на Москве самому и в том взято по нем Ваське поручная запись.
7166 г. отдана в оброк того же с.Высокого крестьянину Куприяшке Никифорову, новой наддачи 2 руб.» (Холмогоровы, История приходов и церквей, стр. 62, XLIV)

ОСИПОВА пустынь на р. Кубре, основана на месте поражения новгородцев в сражении с суздальцами на Жданой горе в 1135г.
Бой произошел 26 января в день памяти Иосифа епископа Солунского, в честь которого назван монастырь. После запустения от разорения польско-литовскими грабителями была передана в качестве вотчины Борисоглебскому что на Песках монастырю. Упразднена в 1764 году. Название сохранило село Осипова Пустынь, сейчас — д. Пустынь. В с. Осипова Пустынь еще в начале двадцатого века хранилась икона Тихвинской Божией Матери, она была найдена на берегу р.Кубри, в местности близ теперешней мельницы (в 1920-е годы), где в настоящее время находится часовня (тоже в 1920-е годы).
Невдалеке от пустыни находится урочище Жолница (рядом с д. Антонкой) — вероятное место захоронения павших в междоусобной битве.

ПОКРОВСКИЙ МИРЗИН монастырь на р.Богоне, на месте с. Покров, что в пустошах, в Годуновской волости. В XV веке на месте с. Покров существовал Покровский мужской монастырь (Жалованная грамота 1461г. октября 16 дня митрополита Феодосия игумену Льву Покровского монастыря на Богоне — «Акты XV-XV1 в., стр. 2); жалованная 1465г. Филиппа Митрополита всея Руси грамота Льву игумену этого монастыря: «CE AS, Филипп, митрополит всея Руси, пожаловал есмь игумена своего Льва, что служит в моем монастыре, и ц. Покрова Пречистые Богородицы на Богоне в Переславской десятине, или кто по нем иной игумен будет, и приказал есмь ему, тот свой монастырь строити, чтобы как тут всегдашнее богомолье было, и на церковные земли приказал есмь ему люди звати, что те земли подавал в дом Пречистые Богородицы честнаго ее Покрова Филипп сын Богонского, да братанич его Лев чернец…» (Описание госуд. архива строит. дел. М., 1850, стр.210-211). Настоятелем в 1524г. упоминался игумен Константин. В 1562 г. упоминается вотчинное село Покровского Мирзина монастыря Горки на Богоне. В 1627-29 гг. монастырь был пуст, стояла пустая без образов Покровская церковь и расположенное вблизи его село было тоже пусто; к нему тянули пустоши: Свеславлево на рчк. Бачевке (?), Данилкова на той же рчк., Исайцево, Березки на верховье Богоны, Карелино на той же рчк., Марково на той же рчк.,, Остафьево на Богоне, Кишкино — итого 13 пустошей. В них «перелога и порослой лесом пашни по 1559 чет. в поле, а в дву по тому ж, сена 1500 копен и леса непашенного 86 десятин». Вотчина эта числилась за патриархом, а затем за Синодом до 1764г. (Труды ПЗМ, V, ч.11, стр.13, 36). По мнению Н.С.Стромилова, обыватели с. Покрова по давности времени не сохранили преданий ни о существовании монастыря, ни о его упразднении. Стромилов, как версию, указывает на возможность захоронения в этом «на Богоне» монастыре тел князя Вл.А.Старицкого, его второй жены и детей, убитых по приказанию Ивана Грозного «на Богоне», как записано в Синодике (о захоронении кн. Владимира Старицкого и всех членов его семьи в Архангельском соборе Московского кремля историкам не было известно).
(Мирзин — от слова мирсина, означающего растение с приятным запахом, похожее на вереск).

ПРЕЧИСТЕНСКИЙ монастырь на Малом Киржаче. Упомянут в писцовых книгах 1627-29 гг. : «патриаршая пустошь Пречистенская в Кодяеве стане, что был монастырь Пречистые на р. Малом Киржаче, пашни паханые наездом середние земли по 3 чет., да лесом поросло по 77 чет. в поле, сена 100 копен, леса непашенного 10 десятин». Предание говорит, где был Пречистинский монастырь, в горе находили много белых надгробных камней и чугунных плит с вырезанными словами. Когда был основан — неизвестно, разорен, вероятнее всего, в годы смуты начала XVII века. Была до недавнего времени деревня Пречистино к с. Годуново (Труды Пер.-Зал. Музея, V в., ч. 11; Историко-стат. описание Влад. Епарх., 11, 370)

СИМЕОНОВСКИЙ монастырь на р. Серой, близ Старой Слободы. По мнению историка Н.С. Стромилова, основателем его считается царь Иван Грозный. До литовско-польского разорения (1608 г.) в нем было братии с игуменом 15 человек, «и те все от Литвы пресечены», а монастырь выжжен. В 1618 году он был возобновлен; упразднен в 1764 г. По преданию, древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери была передана в церковь с. Старая Слобода, где был установлен придел в честь Симеона Столпника.

СМОЛЕНСКО-ЗОСИМОВА пустынь, мужской монастырь. Пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, жившего в конце XVII века. После смерти схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование. Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант П.С.Зубов поставил деревянную часовню над могилою Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она была приписана. В конце XIX в. здесь было около 100 монахов. Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Божией Матери. За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский, принявший здесь постриг в 1898 г. Старчествовать он начал с 1906 г., а в 1916 г. ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного Собора, и именно он, зосимовский старец, вынул из ковчега жребий с именем Тихона — нового Патриарха Русской Православной Церкви. После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей преп. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 г. умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия». Летом 1923 г. пустынь стояла заброшенная с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь разместилась воинская часть. Жизнь Зосимовой пустыни возродилась в апреле 1992 г.

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СТЕФАНО-МАХРИЩСКИЙ мужской монастырь основан преподобным Стефаном в Кинельской волости у места впадения речки Махрищи в р. Мологчу на землях вел. кн. Ивана Ивановича Красного в 1353 году. Разные времена пришлось пережить Стефановой обители. Не раз сюда приходил для дружеской беседы, а однажды и в момент печали «друже и собеседник» махрищского игумена преподобный Сергий Радонежский. Немало скорбей пришлось пережить и преподобному Стефану. Крестьяне соседней с обителью деревни Юрцово, боясь за свои земли, грубо восстали против махрищского игумена, которому пришлось покинуть свое детище и вместе с иноком Григорием уйти в вологодские места. Основанный ими близ реки Сухоны Авнежский Троицкий монастырь стал также прославлен как обитель благочестия. При возвращении в родные места, во время пребывания в Москве, преподобный Стефан совершил чин монашеского пострижения над родственником окольничего Вельяминова Косьмой, прославленного в российском монашестве под именем Кирилла, основавшего в вологодских землях знаменитый кирилловский монастырь. В 1406 году преподобный Стефан скончался, был погребен у стен основанного им Троицкого храма.
В начале XV в. махрищская обитель была опустошена пожаром, а в смутное время разорена литовцами. Во времена игуменства преподобного Варлаама обитель ожила (после 1557 года), немало этому способствовал царь Иван Грозный, помогавший монастырю щедрыми вкладами. При Иване Грозном был освящен северный придел Троицкой церкви в честь преподобного Стефана (над его могилой).
В 1615 году по указу царя Михаила Федоровича разоренный монастырь поступил в ведомство Свято-Троицкой Лавры. Времена возрождения связаны с именем митрополита Платона, который любил Махрищский монастырь, летом в течение двух-трех недель отдыхал здесь. Тогда в монастыре возвели каменную ограду, надвратные церкви в честь преподобного Сергия Радонежского, в честь апостолов Петра и Павла, братские корпуса, была перестроена древняя Троицкая церковь. Монастырь продолжал обустраиваться и в девятнадцатом веке. Он стал одной из красивейших и почитаемых обителей православной церкви.
В 1922 г. Махрищский монастырь был закрыт. В 1942 году были разобраны на кирпич Стефановская и Троицкая церкви. В начале 1990-х гг. на территории монастыря был устроен скит Александровского женского Свято-Успенского монастыря, в 1993 году в его стенах возобновлена иноческая обитель как женский Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь. Нашлись щедрые благотворители древней обители — государственный концерн «Росэнергоатом». Сейчас восстановленный монастырь вновь привлекает в свои стены православных паломников и любителей нашей истории. В июле 2006 года здесь праздновали 600-летие памяти основателя обители преподобного Стефана Махрищского.

УСПЕСКИЙ мужской монастырь в с. Крутец на р. Серой известен из преданий местных крестьян ( XIX в.), повествующих о том, что на горе с. Крутец был мужской небольшой монастырь, разоренный в лихолетье во время нашествия польско-литовских отрядов на Александровскую слободу в 1609 году; уцелевшую от него икону Успения пресвятой Богородицы древнего письма крестьяне спрятали и таким образом сохранили. В горе при копании земли обнаружены гробы, а в них находили иноческую одежду, при постоянном выносе песка с горы обнаруживаются черепа и кости. Все уцелевшее от бывшего монастыря было перенесено во вновь устроенную владельцами с.Крутец Бутурлиными деревянную церковь Успения Богородицы, освященную в 1676 году иеромонахом Корнилием.

УСПЕНСКИЙ Дубенский монастырь, на его месте старинный погост Спас-за-Кубежью, на границе Александровского и Калязинского уездов. По летописному известию (Никон. лет., стр.235) Успенский Дубенский монастырь основан в конце XIV в. преподобным Сергием — игуменом Радонежским. В погосте Спас-Закубежье была чудотворная икона Иверской Божией Матери, которая, по преданию, явилась на острове Замошье, где прп. Сергием был построен монастырь. Сюда зашел он с учениками, повесил на березе образ и стал молиться. К ним стали приходить другие монахи. По устроении обители прп. Сергий ушел на прежнее место. (В житие преп. Сергия, составленном архимандритом Никоном, упоминается самый первый ученик Сергия Радонежского — некто Василий, прозванный Сухой. Пришел он с верховьев реки Дубны, уже в преклонных летах, и, недолго пожив с Преподобным, отошел к Господу. Как версию, можно допустить, что именно в память о своем первом ученике, пришедшем с Дубны, преп. Сергий и основал Успенский Дубенский монастырь).
Год точного утверждения монастыря неизвестен. Народных преданий о монастыре не сохранилось. В Константиновской вол. Александ. уезда погост Спас-за-Кубежью был центром прихода. В описании закубежского прихода В.Орлов дает такую справку: «В 2-х верстах от погоста, около д. Сковородино, в даче пустоши Шевякиной (по местному — Шавыкиной) имеется остров, весь покрытый болотом, за исключением холма в 100 саж. окружности. На этом холме близ берега р. Быстрицы, под тению нескольких вековых сосен, видны следы гряд, высохший прудок, несколько могил, обросших травою, имеются две деревянные часовни на месте прежде тут стоявших церквей Успенского Дубенского монастыря. Основан в конце 14 в. св.Угодником Божиим преподобным Сергием — игуменом Радонежским. Окрестные жители ни в местном предании, ни в письменном повествовании, ни в названии урочищ местности, бывшей под Успенским Дубенским монастырем, в память о нем ничего не сохранили. Скудное единственное летописное известие не только не может быть восполнено повествованием предания, но даже и о дальнейшем существовании обители не имеется никаких известий ни в исторических актах, ни в архивных документах, хранящихся в библиотеке Сергиевой лавры. При учреждении штатов монастыре й в 1764 г. Успенско-Дубенская обитель, несомненно, за бедностью была упразднена». Из монастыря в местную церковь Успения Божьей Матери в 1765 г. перенесена икона Иверской Божьей Матери — древнего письма и мерою в вышину 2 ар. 2 верш., в ширину — 1 ар. 81/4 верш. Икона эта местно чтима как явленная и чудотворная. Под иконой стоит доска с изображением монастыря и развалин с надписью: «Вид Успенской Дубенской Шевякиной пустыни в 1765 г.». С этой иконой ежегодно в неделю православия (2-я седмица великого поста) бывал крестный ход на место бывшей Успенской Дубенской пустыни. Перенесены из монастыря и другие православные предметы: кресты, книги и пр.
Переславский историк-краевед М.И. Смирнов приводит и другую версию основания обители: «Прп. Сергий по поручению великого князя Димитрия Донского поставил в 1380 г. монастырь в память Куликовской битвы на Шавыкине острове недалеко от р.Дубны». Этой версии придерживались и издатели Владимирских Епархиальных Ведомостей в публикации, посвященной 500-летию со дня кончины преп. Сергия (1892): «После Куликовской битвы, в благодарность Богу за победу над врагом, преп. Сергий по поручению великого князя Дмитрия Ивановича Донского основал монастырь Дубенский-Шавыкинский, во имя Успения Божией Матери, в 40 верстах к северо-западу от «Троицы».

Должна привести сведения еще об одном Успенском Дубенском монастыре (из книги «Житие преподобного Сергия», составленном архим.Никоном, изд. 1904): «…в 1381 году после славной победы Куликовской Великий Князь Димитрий Иванович основал другой Дубенский Успенский монастырь, что „на острову“, где игуменствовал Преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия, изображенный в Успенском Соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом. В благословение сей обители великий старец дал, как гласит предание, Икону Пресвятыя Богородицы Кипрскую, которая и поныне чтится в приходской церкви села Стромыни». Нечто похожее написано в «Истории русской церкви» митрополита Макария: «Первый в 1378 г. Дубенский на Стромыни с церковью Успения Пресвятой Богородицы на юго-восток от Троицкой лавры при речке Дубенке, впадающей в реку Дубну (где ныне село Стромынь). Второй — после 1380г. в благодарность Богу за победу над Мамаем Дубенский на острову, также с церковью Успения Пресвятой Богородицы, в 40 верстах к северо-западу от Троицкой лавры, при другой реке Дубенке. Поставил игуменом своего ученика Савву».

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ женский монастырь в Александровой Слободе основан преп. Лукианом в 1651 году. Была ли здесь при Иване Грозном и вскоре после него иноческая обитель — об этом нет никаких сведений, известно только (Н.С.Стромилов), что место, где стоит Успенский монастырь, при Грозном окружено было земляным валом, тут был город, в нем находился дворец Грозного и церкви Успенская, Троицкая и Покровская. В Писцовой книге Александровой слободы 1677 года значатся: государев Конюшенный двор, государев пруд, острог около города и печатная слободка, где бывал «Глинский двор». В начале XVII столетия Александрова Слобода и все строения времен Грозного за время нашествия польско-литовских отрядов были разграблены и опустошены. На развалинах царских зданий начала создаваться женская обитель. Строитель Лукиановой пустыни Лукиан постриг в монахини несколько женщин, помог им обрести тихое и безмолвное для их подвижнической жизни пристанище — у разоренного, опустошенного и неосвященного храма Успения Пресвятой Богородицы в Буграх. По просьбе о. Лукиана царь Алексей Михайлович пожаловал первым безместным старицам грамоту на две церкви. В честь церкви Успения Богородицы впоследствии стал именоваться и вновь созданный (церковь была освящена в 1654 году) женский монастырь. Дальнейшее развитие и строительство монастыря осуществлялось за счет дружного содержания и добровольных пожертвований. Большую роль в устроении обители выполнил строитель Лукиановой пустыни Корнилий. При Корнилии Успенский храм в 1667 году вновь освятили, так как он был осквернен руками грабителей. Царь Алексей Михайлович поручил приказчикам Александровской дворцовой слободы оберегать Успенский девичий монастырь от воров. Были выделены деньги для обустройства монастыря и, прежде всего, для сооружения защитных каменных стен. Таким образом, на месте бывшей царской дворцовой резиденции обосновался один из известнейших в России Александровский Успенский первоклассный девичий монастырь. Основатели монастыря преп. Лукиан и преп. Корнилий причислены к лику местночтимых святых.
Царь Алексей Михайлович и его сыновья пожаловали монастырю земли слободы и ее окрестностей, в том числе мельницы, рыбные пруды и ловли по реке Серой. В 1666 г. здесь было уже 100 монахинь. Местночтимой святыней была икона Успения Божией Матери. История монастыря прославлена его венценосными покровителями, вкладчиками, необычными судьбами некоторых его насельниц.
В 1921 г. монастырь был закрыт, но не подвергся разрушению, возобновлен в ноябре 1991 г.

Виктория Боравская,
сентябрь 2006 — июль 2007 гг.
Рисунок Александра Тупицына.



Комментарии на “Древние монастыри александровской земли

  1. Пожалуйста,сообщите, что Ва . Я интересуюсь своими корнями. По семейной легенде — прабабушка моя Лихарева ( имени и отчества не знаю ) была родственницей игуменье. С уважением Бабушкина Г.Л..

      Add rating0 Subtract rating0

  2. А древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери совсем недавно «чудесным образом» вернулась в храм Казанской Божией Матери села Старая Слобода. К ней из самых разных мест приезжают люди со своими бедами.. Жаль, что открыт храм лишь по воскресным и праздничным дням.

      Add rating18 Subtract rating0

    1. Завтра приглашаем всех прихожан посетить свои храмы в Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Он посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (I, 26-38).
      У древних христиан этот праздник носил различное наиме­нование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искуп­ления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы.

      Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. слова св. Григо­рия Чудотворца на этот день). В своих беседах св. Иоанн Злато­уст и блаж. Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII в., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно воз­величен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, мит­рополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.

        Add rating5 Subtract rating0

      1. Спасибо за приглашение, если кому-то удастся завтра побывать в храмах, то помолитесь за нас за всех грешных.

          Add rating5 Subtract rating0

  3. Спасибо за напоминание. )))) В этот день принято готовить печенье в форме птичек и угощать им знакомых и родных. Видимо, оно должно соответствовать канонам поста.

      Add rating4 Subtract rating0

  4. «Между воскресеньем и субботой…»

    ст. М. Цветаева

    Между воскресеньем и субботой
    Я повисла, птица вербная.
    На одно крыло — серебряная,
    На другое — золотая.

    Меж Забавой и Заботой
    Пополам расколота, —
    Серебро мое — суббота!
    Воскресенье — золото!

    Коли грусть пошла по жилушкам,
    Не по нраву — корочка, —
    Знать, из правого я крылушка
    Обронила перышко.

    А коль кровь опять проснулася,
    Подступила к щеченькам, —
    Значит, к миру обернулася
    Я бочком золотеньким.

    Наслаждайтесь! — Скоро — скоро
    Канет в страны дальние —
    Ваша птица — златоперая
    Вербная — сусальная.

    29 декабря 1919

      Add rating2 Subtract rating0

  5. Мой прадедушка похоронен на монастырском кладбище — ныне музей-заповедник «Александровская слобода», он был во время гражданской войны машинистом паровоза и работал здесь — в Александрове.

      Add rating1 Subtract rating1

    1. А разве на монастырском кладбище женского монастыря хоронили кого-то кроме самих насельниц? Знаю, что была такая практика, что на монастырских кладбищах хоронили богатых вкладчиков и благотворителей. Но, вряд ли, машинист паровоза мог быть таковым. Разъясните?

        Add rating2 Subtract rating0

        1. А вот здесь у Виктории Боравской написано, что монастырь просуществовал до 1921 года, а вы говорите, что двоюродная сестра была монахиней до 1924 года. Это значит, что монашеская жизнь продолжалась и после закрытия?

            Add rating0 Subtract rating0

          1. Точную дату закрытия монастыря Вы можете узнать у нынешней настоятельницы, возможно и я ошиблась в дате, а может монахини были переведены в другое место на служение.

              Add rating1 Subtract rating0

          2. В смутное время вряд ли строго следили за неукоснительным монастырским уставом, тем более, в части захоронения на его территории. Ведь вскоре кельи были «зачищены» от монахинь, насельниц и превращены к коммунальные.

              Add rating1 Subtract rating0

          3. Возможно, но захоронение моего родственника происходило в 1919 году и монастырь тогда еще существовал и уставу там ещё наверное все-таки придерживались.

              Add rating0 Subtract rating0

          4. Очень сомневаюсь, что после образования на территории Успенского монастыря поселка Заря, на монастырском кладбище продолжали делать захоронения. Думаю, что все захоронения делались на городском кладбище. Но факт захоронения машиниста паровоза на монастырском кладбище — в любом случае факт интересный.

              Add rating2 Subtract rating0

          5. Федя Стуков, я думаю интересного в этом нет ничего, всё к сожалению банально — обычные родственные связи сыграли свою роль — вот и вся незадача:)))

              Add rating0 Subtract rating0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top